Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 5

В этой области товарных знаков существует масса интересных вещей и интересных проблем и споров, проблемы не только российские, а мировое, потому что Россия здесь в конце, но рано или поздно у нас возникают те же проблемы, что и на западе.

Например, швейцарская фирма сделала попытку зарегистрировать в качестве товарного знака цвет – фиолетовый цвет шоколада «Фазер». В одной стране, по-моему, в Германии им удалось зарегистрировать, потому что сослались на опрос общественного мнения, что этот цвет ассоциируется с фирмой производящей шоколад. Возникла дискуссия: может ли быть цвет как таковой быть зарегистрирован в качестве товарного знака.

Товарные знаки регистрируются либо в любом цвете, либо в конкретном, в одних цветах они охраняются, а в других не охраняются.

Следующее средств индивидуализации – наименование мест происхождения товара. Это новый для России объект, появился только в 1992 году. Он близок к товарному знаку. Раньше он рассматривался как вид товарного знака, как товарный знак с географическим смыслом. Скажем, Байкал мог бы быть зарегистрирован как товарный знак. В правилах проведения экспертизы заявок указывалось на то, что когда товарный знак имеет географический смысл, то регистрировать за собой такие товарные знаки могли только те, кто действительно был расположен в этой местности.

Сейчас наименование – это отдельный объект, имеющий сходство с товарными знаками и ряд отличий от них. В мировой практике наименования не очень широко охраняются, примерно в 20-30 странах мира они охраняются, причем в странах, известных своими какими-то продуктами, например вина во Франции, Португалии, Испании. У нас сейчас об этом кричат грузины по поводу своего Нарзана и других названий.

Наименование места происхождения обозначает, что в качестве средства обозначения товара используется какое-то географическое название.  Закон не предъявляет никаких строгих требований. Может быть использовано в качестве названия любое слово с географическим смыслом, как официальное, так и неофициальное. Скажем, Санкт-Петербургский, Питерский или Ленинградский. Название, встречающееся в быту или официальное, главное, чтобы ассоциировалось с определенной местностью. Здесь, в отличие от товарных знаков, отсутствует требование новизны.

Вторым и главным отличием является то, что зарегистрировать наименование место происхождения, связанное с данным товаром. можно только тогда, когда товар обладает такими особыми свойствами, которые проистекают либо из особых свойств этой местности (климатических условий) или особых навыков людей, проживающих в данной местности, особые свойства, связанные с людскими и природными факторами, которые проявляются в этом товаре. Чаще всего, это различные напитки, скажем "Полюстрово", «Нарзан», во Франции – коньяк, шампанское. Франция добилась, что во всем мире признается, что шампанское – это принадлежность Франции, кроме России, где используется словосочетание «Советское Шампанское». Или людские факторы. Для нас это, скажем, Гжель, вологодские кружева, палехские шкатулки.

Когда подается заявка на регистрацию наименования, обязательно нужно доказать, что ты действительно находишься в данной местности и производишь данный товар, в котором отражаются эти особые свойства, и тогда приобретаешь право на использование такого обозначения.

Здесь, как и для товарных знаков, необходима регистрация. Здесь тоже есть отличия. Если на товарный знак возникает исключительно право без каких-либо изъятий, то одним и тем же наименованием места происхождения могут в принципе пользоваться несколько предприятий при условии, что они находятся в той же местности и каждое из них производит товары с особыми свойствами.

Поэтому, когда мы говорим о регистрации, здесь необходимо различать первичную регистрацию – ее могут добиваться только те производители, которые додумаются использовать то или иное географическое название для обозначения того или иного товара. Заявка проверяется и вносится наименование в реестр мест происхождения товара. Но если затем другие предприятия захотят пойти тем же путем и подадут заявки, они могут получить право на пользование тем же самым. Им будет предоставлено право пользоваться наименованием места происхождения товара.