Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 11

Оказалось не реализованным на практике положение патентного закона, что в стране должен был появиться такой субъект, как Федеральный фонд изобретений, на самом деле деятельность его шире названия. Он должен был всеми разработками заниматься, права на который так или иначе принадлежат РФ. Почему его не создали? Вопрос должен быть адресован лицам, находящимся в правительстве, потому что сейчас предпринимаются активные попытки создания подобных организаций. В рамках Министерства юстиции создано агентство, которое занимается разработками по двойным технологиям. Деятельность его совершенно безобразная. Без их санкции нельзя ничего передать ни за границу, ни даже внутри страны заключить договор, а они за каждое разрешение требуют отчислений, и не разбираются, положено платить тем, кто передает или не передает. А почему не реализовали идею создания единого федерального фонда, который мог бы защищать интересы государства, не понятно. Видимо. в процессе приватизации были другие интересы, в том числе бесплатное присвоение технических разработок теми лицами, которые стали собственниками предприятия.

Еще один субъект, без которого невозможна цивилизованная патентная система – патентный поверенный, который помогает и изобретателям, и патентообладателям решать свои вопросы с патентным ведомством, и с судом. Патентными поверенными являются как бы адвокаты, которые специализируются в этой области. Для того, чтобы стать патентным поверенным, нужно отвечать ряду квалификационных требований, в т.ч. иметь высшее образование, стаж работы в этой области не менее 3 лет. Образование должно быть техническим либо юридическим. Кроме того, нужно сдать квалификационный экзамен, объем требований по которому зависит от того, на что претендует патентный поверенный. Если он собирается заниматься только товарными знаками, его усиленно экзаменуют по этой сфере, если всеми объектами, по всем.

На практике большинство патентных поверенных – это люди, имеющие техническое образование, которые проходят ускоренную подготовку 2 года в Москве в Российском институте интеллектуальной собственности. У нас до недавнего времени был филиал на Литейном, но его закрыли по непонятным причинам, хотя он успешно работал. Там получают квалификацию в этой области, в т.ч. определенные юридические знания. Беда этих поверенных заключается в том, что они являются слабыми юристами и не имеют общих юридических знаний. Более успешными являются патентные поверенные, которые изначально имеют юридическое образование, а потом специализируются в этой области, но их нередко подводит отсутствие знаний в области техники. Чтобы составлять заявки надо обладать основами в той области знаний, к которым относятся патенты. Сейчас в нашем городе существует достаточно много таких патентных бюро, индивидуальных патентных поверенных, и некоторые достаточно успешно работают.

Права на творческие достижения, которые созданы в порядке служебного задания. Это вопрос, являющийся общим для всех институтов, он решается по-разному в разных законах и с разной степенью успешности. Везде решено примерно так: все личные неимущественные признаются за автором служебного произведения, служебного изобретения и т.д. и некоторые имущественные права, а само исключительное право на использование признается за работодателем. Это общая формула. Эта общая формула может быть изменена соглашением при приеме на работу, в последующем, когда будет создана разработка, можно договориться, что права принадлежат автору, или совместно пользуются этими правами и т.д.

В разных законах вопрос решен по-разному – более четко и менее четко. Хуже всего решен в Законе об авторском праве, причем так неопределенно, что одни ученые говорят, что никаких особых прав нет у работников, создавших служебное изобретение, в том числе права на особое вознаграждение, кроме личных неимущественных прав, которых лишить никак нельзя. А в патентном законе более четко определены минимальные размеры вознаграждения. То же самое в законе о селекционных достижения.