Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 3

Другая цель введения товарных знаков – защита потребителей, помощь им в том, чтобы они могли ориентироваться в масса товаров и выбирать те товары, производители которых себя зарекомендовали на рынке.

Первый признак товарного знака это то, что это условное обозначение, символ, который заменяет полное, научной или какое-то иное наименование товары со ссылками на ГОСТы, время производства товара и т.д. Это символ, который легко запоминается, легко воспринимается и может быть самым разнообразным. Это первое – родовой признак.

Чтобы этот символ выполнял свойственные ему функции, он должен отличаться от других, уже применяемых товарных знаков, других обозначений, используемых в качестве товарных знаков. Вторым признаком товарного знака является его новизна по отношению к другим обозначениям. Новизна принимается только в масштабах РФ. Известность подобных назначений за границей, даже если они используются для обозначения таких же товаров, значения не имеет. Это общий подход, в мировой практике требование относительной и местной новизны в пределах соответствующей страны. Правда, есть исключение из этого правила, речь идет о так называемых общеизвестных знаках или мировых знаках, которые охраняются без особой регистрации во всем мире.

Третий признак – обозначение признается товарным знаком, только когда оно в установленном порядке зарегистрировано. Если предприятие использует в обозначении своей продукции какое-то наименование, но не получило на него свидетельство как на товарный знак, то это обозначение товарным знаком не является. А если предприятие пытается выдать это обозначение за товарный знак ложно, указывая, что это торговая марка, это влечет суровую ответственность во всем мире, особенно в таких странах, как США. У нас тоже формально уголовная ответственность за это установлена, хотя не слышал о случаях ее применения.

Исключение составляют общеизвестные товарные знаки. Общеизвестные товарные знаки как особая категория появились на рубеже 60-70-х годов. когда крупнейшие мировые монополии сумели навязать мировому сообществу защиту принадлежащим им прав  на их средства индивидуализации. Речь идет о таких гигантах как Coca Cola, Pepsi Cola, IBM и т.п. С чем сталкивались монополии, выходя на рынки других стран? С тем, что предприимчивые дельцы, а подчас и открытые мошенники, и у нас такие нашлись, конечно, стали регистрировать товарные знаки известных фирм, потому что здесь действует принцип национальной регистрации. И когда крупные фирмы выходили на рынок соответствующей страны, им говорили, что знак Coca Cola или Windows уже зарегистрирован, если хотите, приобретайте знак.  Столкнувшись с этим, крупные монополии сумели включить в Парижскую конвенцию условие о том, что общеизвестные знаки должны охраняться без какой-либо регистрации во всем мире. Достаточно обладателю такого знака доказать, что знак общеизвестен, все ассоциируют его с конкретной фирмой и он охраняется.

И еще одно преимущество общеизвестного товарного знака. Товарные знаки регистрируются для определенных классов товаров. Это как правило. Некоторые предприниматели иногда регистрируют товарный знак по всем 42 видам товаров. 42 класса товаров охватывают, в свою очередь, сотни тысяч различных видов товаров. Это огромная книга – международная классификация товаров и услуг для целей регистрации товарных знаков. Естественно. они не занимаются производством всех этих видов товаров, но, на всякий случай, это делают, это не так дорого стоит. Другое дело, что если не используешь в течение 5 лет товарный знак при регистрации по определенному классу, формально существует возможность аннулирования. Но должно найтись заинтересованное лицо. Патентное ведомство само не аннулирует знаки.

Преимущество общеизвестных знаков состоит в том, что они охраняются по всем классам, независимо от того, что используются традиционно, например, BMW для автомобилей, но распространяются на все виды товаров.