Морфофункциональный и функционально-морфологический подходы к изучению явлений, страница 6

Пациент слышит звуки, но дифференцировать их (звуковой сигнал машины и телефона, электрический звонок и лай собаки, тиканье часов и журчание воды) не может, звуки утрачивают специфическое сигнальное значение. Развитие слуховой агнозии предполагает двусторонний патологический процесс.

Сенситивная (тактильная) агнозия выражается в неузнавании предметов  при воздействии их  на  рецепторы  поверхностной и глубокой чувствительности. Наиболее часто встречается ее вариант в виде  астереогноза (невозможность  узнавать  предметы  путем  ощупывания при закрытых глазах), который  появляется при поражении теменной доли ведущего полушария. При поражении теменной доли правого полушария (поле 40) могут встречаться  аутотопагнозия (затруднение в  определении расположения частей тела),  полимелия  (ощущение ложных конечностей), анозогнозия (отсутствие у  больного  адекватной  оценки своего болезненного состояния), пальцевая агнозия (невозможность различать и дифференцировать пальцы). При поражении правой затылочно-теменной области возможно развитие прозопагнозии (неузнавание лиц или их фотографий).

Обонятельная и вкусовая агнозия(утрата возможности идентифициро-вать запахи и вкусовые  ощущения возникает при поражении медиобазальных отделов височной коры и в практике встречается редко, вероятно возникают при двусторонних очагах.

Праксия (praxis – действие) -  способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по  выработанному плану. "В конце процесса труда появляется результат, который ранее имелся идеально" (К.Маркс).

Центром праксии принято условно считать нижнюю теменную дольку слева.

Апраксия - характеризуется утратой навыков,  выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных,  символической жестикуляции и т.д.), при отсутствии признаков паралича или инкоординации движений.  В классической  неврологии выделяют несколько основных видов апраксии.

Идеаторная апраксия  обусловлена  утратой плана или замысла сложных действий, при этом нарушается последовательность отдельных движений  (например,  при закуривании сигареты).  Больные не могут выполнить ряд символических жестов (отдание воинского приветствия и  др.).  Идеаторная  апраксия  возникает при поражении надкраевой извилины (gyrus supramarginalis) теменной доли  доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Конструктивная апраксия   характеризуется    невозможностью конструировать целое  из частей,  например, сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (квадрат,  треугольник).  Возникает при поражении  угловой  извилины (gyrus  angularis) теменной доли доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Моторная апраксия (или апраксия выполнения Дежерина)  отличается нарушением  не  только  спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию.  Она часто односторонняя  (например, при поражении мозолистого тела она может возникнуть только в левой руке).

Кинестетическая (или  афферентная)  апраксия  возникает при поражении теменной доли близ постцентральной извилины (поля 1,2,3,5,7) в связи  с нарушением кинестезии (афферентной основы движения).  Произвольные движения больной может производить только при постоянном зрительном контроле.

Пространственная апраксия .возникает при очагах на стыке теменной, височной и затылочной  долей  доминантного  полушария  и сопровождается нарушением  пространственных  соотношений при выполнении сложных двигательных актов.  Больной не  может  придать выпрямленной кисти горизонтальное,  фронтальное или сагиттальное положение, нарисовать изображение,  ориентированное в пространстве.

Оральная апраксия  возникает при поражении  нижних  участков постцентральной извилины доминантного полушария.  Больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произнесения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки.

Лобная апраксия возникает при поражении лобных долей и сопровождается распадом  навыков сложных движений и программы действий.

Речь и ее расстройства