Методы исследования кpови. Методическая разработка для проведения практических занятий, страница 8

В пунктате костного мозга в начале заболевания  отсутствуют характерные  для  лимфом  изменения.  При лейкемизации процесса в миелограмме определяются клетки, аналогичные опухолевому субстрату.  При  лимфоидной  инфильтрации  костного мозга присутствуют клетки лимфоидного ряда на разных стадиях созревания (лимфоциты, пролимфоциты, реже лимфобласты).

7.10. Оценка цитологических препаратов больных с лейкопениями и агранулоцитозом. При различных патологических состояниях нередко выявляется уменьшение содержания какого-либо вида лейкоцитов.  Уменьшение количества отдельных видов лейкоцитов может быть относительным и абсолютным.

Нейтропения является  признаком функционального или органического угнетения гранулоцитопоэза. Функциональное угнетение нередко   наблюдается  при  инфекционных  заболеваниях

(брюшной тиф,  лейшманиоз). Временная функциональная нейтропения может быть при применении некоторых лекарственных препаратов (пиразолоновый ряд, антибиотики, цитостатики, анальгетики). Стойкая  нейтропения обычно указывает на органическое поражение гранулоцитарного ростка костного мозга (гипопластические состояния костного мозга).

При инфекционных и воспалительных процессах  отмечается эозинопения, которая  является неблагоприятным прогностическим признаком, соответствует прогрессированию процесса.

Лимфоцитопения нередко бывает относительной в результате имеющегося нейтрофилеза. Абсолютная лимфопения развивается при  лучевой  болезни (наряду с абсолютной нейтропенией), лимфогранулематозе, распространенном туберкулезе лимфатических узлов вследствие замещения лимфоидной ткани.

Моноцитопения (иногда и  полное  отсутствие  моноцитов)

наблюдается при тяжелых септических заболеваниях,  гипертоксических формах инфекционных процессов.

Лейкопении, нейтропении  и агранулоцитозы часто выявляются у больных с гемобластозами,  особенно часто данные состояния встречаются  при острых лейкозах,  хроническом лимфолейкозе, бластном кризе хронического миелолейкоза,  в терминальной стадии  лимфом.  Лейкопения  в сочетании с анемией и тромбоцитопенией характерны для апластической анемии.

При оценке миелограммы чрезвычайно важно изучение костномозговых индексов,  указывающих на  соотношение  отдельных клеточных элементов.   Уменьшение  лейко-эритробластического соотношения может наблюдаться при  лейкопениях  центрального генеза и  обусловлено  подавлением  гранулоцитарного ростка.

При периферических нейтропениях в миелограмме может не  быть специфических изменений.  Агранулоцитоз, как правило, протекает с гиперплазией гранулоцитарного ростка,  однако,  имеет место задержка  созревания  нейтрофилов и увеличение вследствие этого индекса их созревания.

При иммунных агранулоцитозах деструкция циркулирующих в крови лейкоцитов происходит под влиянием антител. Кроме этого, антитела  оказывают непосредственное воздействие на гранулоцитарные элементы и в этом случае  в  миелограмме  будет определяться гипоплазия  гранулоцитарного  ростка,  за  счет этого будет относительное преобладание лимфоцитов, умеренное увеличение моноцитов,  эозинофилов  и плазматических клеток.

При миелотоксическом агранулоцитозе также будет  развиваться гипоплазия гранулоцитопоэза.  У больных с тяжелыми клиническими проявлениями в разгар заболевания в миелограмме нередко наблюдается уменьшение  количества нормобластов и мегакариоцитов.

При агранулоцитозе  количество  лейкоцитов менее 0,75 х

10 /л, отмечается уменьшение количества нейтрофилов и других видов лейкоцитов (эозинофилов, базофилов, моноцитов и лимфоцитов), хотя относительное количество лимфоцитов может  быть увеличено. Анемия  и тромбоцитопения встречаются редко.  При выздоровлении больных изменения со стороны крови и  костного мозга довольно  быстро (через 10-14 дней) при агранулоцитозе подвергаются обратному развитию. Восстановлению состава гранулоцитов в крови нередко предшествует увеличение абсолютного количества моноцитов. В миелограмме при выходе из агранулоцитоза порой имеет место промиелоцитарный криз.

7.11. Заключение.

Заключение и подведение итогов проводится в конце общего двенадцатичасового занятия.  Преподаватель  указывает  на недостатки и  упущения,  выявленные  при подготовке и в ходе практического занятия, оценивает каждого индивидуально.