Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 6

    Фалес: предложил политический проект объединения малоазиатских городов, предсказал в 585 г. до н.э. солнечное затмение. Считал, что первоначало – вода (влажное). Представлял земля в виде плоского диска плавающего на воде, все одушевлено, есть боги, не вмешиваются в жизнь людей. Изучал магнит и янтарь – считал, что они имеют душу. Изучал строение вселенной: ближе всего к земле звезды, затем Луна, затем Солнце. Написал несколько работ: «О солнцестоянии», «Морская астрология», «Многсловия не показатель разумного мнения» (Фалес).

Амаксемандр :  ученик Фалеса. Написал несколько трудов: «О природе», «Карта земли», «Глобус». Впервые начертил карту земли, построил модель небесной сферы. Создал первые солнечные часы (гномон). Считал, что земля по форме – срез колонны или цилиндра, небо – сфера или шар и со всех сторон окружает землю. Земля в центре мира и неподвижна и на равных расстояниях от всех точек небесной сферы. Первовещество – апейрон (пер - неопределенное): безграничное, беспредельное, бесконечное, вечно активное начало. Апейрон включает в себя все другие виды веществ. Попытался объяснить происхождение жизни: она зародилась на илистом дне моря; люди родились внутри рыб, а по достижению силы вышли из них на сушу и изменили свои формы. Все начинается и все должно вернуться в апейрон.

Анаксимен: ученик Амаксемандра. Занимался метеорологией, математикой. Считал, что первоначало – воздух: разжимаясь и сжимаясь образовывая вещи. Земля – плоский диск, парящий в воздухе. Небесные тела – диски из огня. Порядок в космосе: Луна, Солнце, Звезды. Солнце – это земля, которая раскололась от быстрого движения. Земля неподвижна, остальные небесные тела движутся воздушными ветрами. Атеист: не боги создали воздух, а сами состоят из воздуха. Идея всеобщей изменчивости: все может принимать различные формы. С утратой Милеты политической самостоятельности в конце 5 в до н.э. прекращает развиваться философия, но их учение развивается в других городах.

3. Диалектика и материализм Гераклита.

Гераклит жил в г. Эфес (около Милета). Написал труд «О природе» - ему дали прозвище «Темный». Первоначало – огонь. Огонь – подвижен, изменчив, вечен, божественен. Все существующее имеет изменчивый характер, но огонь наиболее изменчив. Космос – один для всех, его никто не создал, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Гераклит – отец диалектики (философии изменчивости).

    Главная черта диалектики Гераклита – представление о вечном изменении всего существующего и о борьбе противоположных начал, как причин этих изменений. Уподобил мир реке. «В ту же реку вступаем и не вступаем: всякий раз на входящего набегают все новые и новые волны» (Гераклит). Мир в своей основе – огонь. «Одно и тоже одновременно различно и даже противоположно». «Морская вода и грязнейшая и чистейшая: рабам – питье и спасение, людям - отрава». Противоположности тождественны. Тождество – не взаимно погашение, а борьба – первый закон мироздания, причина всякого возникновения. «Борьба – отец всего и над всем». Занимался вопросами познания: чувственное и рациональное познание. Высшая цель – постижение Логоса (космический вселенский закон, порядок, высшая мудрость). Познать Логос всем не дано. «Даже солнце не может переступить Логос». «Людям не стало бы лучше, если исполнились все их желания» (Гераклит).

Учение Парменида о бытии. Апории Зенона.

Возникла в самой Греции (г. Элея). Представители Зенон, Ксенофан.

Ксенофан: поэт-философ, в Элею переселился в зрелые годы. Подверг сомнению богов на Олимпе – человек сам придумал их по своему подобию. Ксенофан – пантеист т.е. растворяет бога в природе. Мир вечен и не уничтожим. Он един и он есть бог сросшийся со всем. Звезды возникают из воспламенившихся облаков: гаснут днем и загораются ночью. Все происходит и состоит из земли и воды.