Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 21

Гегельская диалектика понятий – это замкнутый круг: начало и конец совпадают в абсолюте. Гегель рассматривает развитие мира духа в области природы. Природа не развивается во времени, она разворачивается лишь в пространстве т.о. повторяются одни и теже процессы. Природа – инобытие идеи и духа. Предмет фил духа – мир духовный. Гегель пишет, что все формы общ жизни людей прошли долгий исторический путь развития. Самое большое внимание Гегель выделяет гос-ву и праву, а также антропологии. Гегель считает немцев высшей рассой. Он высказывал шавиниские взгляды по отношению к славянам. Прусского монарха объявил венцом исторического развития гос-ва. Сословная монархия для него самая идеальная форма организации жизни людей. С одной стороны в его фил высказывается целый ряд идеалистических идей, но они относятся не к реальной природе и обществу, а к понятию. Когда речь шла о гос жизни развитие прекращалось. Высшая точка развития сословно представительная монархия.

При всех своих противоречиях Гегель остается великим мыслителем. Его фил стала одним из теоретических источников при создании марксизма.

3. Людвиг Фейербах (1804-1872). Он родился в богатой семье известного юриста. Учился в Гейдельбергсом университете, а потом слушал лекции Гегель в Берлинском университете. Потом сам стал читать лекции. Написал работу «Мысли о смерти и бессмертии». В 1837 он переехал в д. Рунберг. Там писал все свои фил произведения. Работы кот он писал «К критике фил Гегеля», «Происхождение и сущность христианства».

Великая заслуга Ф. является то, что он боролся в своих трудах против идеализма и религии. Ф убежденно доказывал, что мир материален, что природа сущ независимо от сознания, она никем не сотворена и она причина самой себя. Человек часть природы и вне природы не существует.

Задача фил быть антропологической, правдивой, простой, определенной. Человек – глваный объект фил. Человек – существо телестно, физ, пространственное, временное и только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Ф выступил против раздвоения чел на две сущности. Он считал, что чел – нечто единое, независ от тела и души. Психика зависит от телесного организма чсел. Мышление не сущ без материи, без мозга. Природа – это базис чел, а чел часть природы, поэтому подлинн объект философ, явл природа и человек.

Природа восприн человека органами чувств, т.е. в принципе мир познаваем. Начин познание с ощущуний, кот выраж связь челов с внешним миром. Ощущ результат возд внешн мира на человека. Чувств знание огранич, единично, поверхностно. Разум соед то , что чувства получ о мире разрозн.

Ф. рассм категор пр-ва и времени. Они формы существ матер природных объектов. Он также отстаивал детерминизм, т.е. счит, что в природе господств всеохватыв всемирная связь. Он материал объяснил происхождение жизни человека.

Ф. большое внимание уделял человеку. Он, рассм его, как сущ-во прир, созерц, пассивное. Недост поним человеку Ф в том , что Ф не поним соц,общ сущ-ти человека, его активности.

Недост матер Ф была так же недооценка им значен прак в жизни чел. Он считал, что познаине вызвано не практ нуждами, а челов любознательностью. Он также не счит практик критерием истинности знаний. Ф крит Гегелевский идеализм и это было заслугой его. Однако он не смог воспринять и переработать его идеалист диалектику в материал. Он не принял идеи противоречив и изменчив мира. Поэтому его мат был созерц, метофизич, механистичным. Ф. выступ с критикой религии. Он был атеистом, отрицал бога, боролся против невеж и засилья церкви, но с другой стороны он счит, что без религии человек не обойдется. Поэтому он опред религию, исход из слова relegate(лат. «связывать»), поэтому он считал, что истин назнач религии- связь людей в обществе. Поэтому Ф. предлагал вместо христ. созд нов религ, где в центре вместо бога был бы человек. И принципом отношений стало бы- человек человеку бог. За эти взгляды его крит, но в тех условиях его атеизм был прогресс..

В области полит Ф выст в монарх. Поддерж бурж респудл и хотел, чтобы часть собств была у всех.

Ф. считал, что в основе всех поступ челов лежит естеств стремление к счастью. Он высказывает теорию «разумного эгоизма», дополняя ее альтруизмом. Он счит, что я не может быть счастлив без ты. Истин мораль не знает никакого собств счастье без счастья чужого. Недост его морали было, что через свой принцип он хотел устранить из жизни зло, несчастье, пороки, несправедл. Его мораль носит абстрактн характер.

Фил учение Ф. явил вершиной немецк класич фил и стала одним из источников марксизма.