Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 18

В первый период Кант занимался естествознанием. В этот период ему были присущи элементы стихийного материализма и диалектики. Он изучал приливы и отливы , гравитационное взимодействие луны и земли, выдвинул идею исторического развития небесных тел. Он написал книгу «всеобщая естественная история и теория неба», где он изложил свою теорию становления солнечной системы естественным путе5м. Он описал это следующим образом: «рассеяние материальных частиц в следствии тяготения постепенно образуют огромное облако, внутри которого притяжения и отталкивания породили вихри и шарообразные сгустки, кот нагревались от трения. Это были будущие солнцаи его планеты, так же возникли другие системы планет и звезд. Во вселенной происходит вечный и естественный процесс рождения и гибели космической системы.» В последствии во Франции другой ученый Лаплас независимо от Канта  сформировал подобную гипотезу. Она вошла в историю науки под названием тория Канта-Лапласа. Примернов этот же период начинают складываться те фил положения, кот позднее легли в основу его зрелого учения. В 1770 Кан начал писать дисертацию «О форме и принципах чувственного восприятия и умопостижения мира». Эта дисертация знаменуется переходом Канта к его критическому этапу. Выходят его книги:

1.  «Критика чистого  разума» - 1781. Главная книга Канта, его теория познания.

2.  «Критика практического разума». – 1788 г.

3.  «Критика способностей суждений» - 1790 г.

1.

Теория познания Канта:

Кант пытается соединить несколько позиций  сразу: в материализм,  субъективный идеализм, агностицизм.

    В материал стор фил Кантам было признано им сущ объективного мира, кот возд на наши органы чувств (вещи в себе). Кант перех на позицию идеализма и агностицизма. Каким могут быть вещи сами по себе – мы не знаем, а знаем только их явления т.е. представ, кот нас произв действ на наши чувства, т.о. признав объект реальность, сущ вне нас и независимо от сознания, Кант отвержд, что ощущения вызванные ее воздействием на наши органы чувств не являются изображением предметов. Человек познает лишь явления, что же касается «вещей в себе» (феномены и ноумены) принадлежат к различным мирам, разделяемые пропастью. Явления относят к миру посюстороннему, доступному познанию человека «вещь в себе» относится к потустороннему миру (трансцендентному), абсолютно непознаваемым. Природа при всем ее многообразии представляет мир явлений, принципиально отличный от «вещей в себе» . Но в то же время образованны воздействием их на наши чувственность т.о. Кант отвергает учение материалистов о том, что сознание является отражением реальности.

    Ленин писал, критикуя Канта, что нет разницы между явлением и вещью в себе. Разница лишь между тем, что познано и что еще не познано.

2.

 Кант исследует также способность познания. Он приходит к выводу, что есть два вида знания, кот он противопоставляет друг другу. Это – знание истинно-научное и знание- несовершенное, ограниченное.

    Первое обладает по Канту безусловной достоверностью, всеобщностью и необходимостью. Для него это математическое знание. Оно достоверно всегда, везде и для всех.

Кант задает себе вопрос: «Почему это так?» и отвечает: «Это так потому, что все положения матем априорны т.е. даны до опыта, не опытом, они не основаны не на опыте, они вытекают из разума и являются предпосылкой эмпирического познания».

Эмпирическое знание базируется на опыте, оно не является безусловно достоверным, общезначимым и необходимым, оно, по Канту, не есть знание строго научное.

Кант, анализируя математическое знание , проигнорировал тот факт, что оно тоже имеет основу в реальности, являясь при этом продуктом сложного и длительного процесса абстрагирования.

В конце концов Кант приходит к выводу, что в сознании чел. Заложены доопытные априорные положения, обуславливающие всякое знание. Эта априорная основа сознания одинакова у всех людей, Кант назвал ее трансцендентным сознанием.

3.