Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 12

Проблема добра и зла. В космосе зла нет. Бог не может быть источником зла. Откуда же оно? Главный признак существования человека - его способность мыслить. Благие идеи, сталкиваясь с материей, искажались и реализовались в действительности с изъяном, - отсюда зло и чувство неудовлетворенности. Зла на самом деле нет - аспект мыслей человека, его неудовлетворенность, субъективное понятие. "Зло - отсутствие добра" (недостаточность его).

Три уровня зла: 1.метафизико-онтологический, 2.моральный, 3.физический.

1.) Исх. положение: зла в космосе нет. По отношению к Богу есть разные степени бытия в зависимости от конечности вещей и различного уровня их ограничения. Этот уровень ограничения и есть некая недостаточность.

2) Моральное зло – это грех, кот. исходит от порочной воли, когда душа высшему благу предпочитает благо низшее.

3) Физическое зло – это болезнь, страдания смерть, душевные муки – следствие первородного греха.

Проблема соотношения души и тела: душа вечна, разумна, неповторима, нематериальна. Ее свойства (функции): мысли, память, воля. Душа у Августина разумна и более значима. Тело находится при душе человека, она им управляет.

Проблема соотношения веры и разума: Вера и разум связаны между собой, они стимулируют друг друга. Вера по Августину – "мыслить с одобрением". Без мысли нет никакой веры, и наоборот, разумное понимание никогда не исключает веру, но цементирует ее посредством максимального прояснения. “Сначала верь, а затем понимай” - девиз Св. Августина. В душе можно найти все ответы, которые недоступны рациональному познанию, хотя конечно не все. Высшее качество человеческой души - стремление к Богу.

Проблема истории. Пытался определить общие закономерности в истории. Существуют 6 этапов истории, как человеческой жизни + 6 дней творения мира Богом. 1) Творение, Адам и Ева – начало истории; .... 6) пришествие Христа на Землю – длится по сей день. Бог заранее предопределил человеческую историю. У истории есть начало и есть конец. Этапы: 1.младенчество, 2.детство, 3.отрочество, 4.юность, 5.зрелость, 6.старость.

Схоластика: ранняя, зрелая, поздняя. Фома Аквинский – центр фигура схол фил. Полемика реализма полипализма.

В эпоху средневековья в Европе строится образовательная система на основе университетов. Образование было очень длительным и состояло из нескольких ступеней. Основной упор на гуманитарный цикл, теологию. В университете изучают античную диалектику - как метод и инструмент исследования. Диалектику используют как инструмент спора о религиозных догматах.

В 10-12 в.в. складывается философское направление - схоластика (от лат. - школа). Пыталась оправдать вероисповедальную форму христианства средствами чел. разума. Огромную роль сыграл Ансельм Д'Аоста (Кептерберийский) - 1033 - 1109гг. Его учение часто называют рационализированным августинизмом (“Второй Августин”). Источником бытия явл. идеи и мысли Бога. Главное – верить, а понимание и наука - это вторично. В основе бытия лежат всеобщие понятия -универсалии, они всегда первичны, следовательно они и есть единственно реально существующие, благодаря им сущ. все вещи.

Противник - франц. теолог Росцелин - оформляет номинализм. Считал, что настоящим существом обладает лишь конкретная, единичная вещь - первичны, а универсали лишь имена, они вторичны. Номинализм (лат. - имена).

Реализм - бог един, но он проявл. в 2-х ипостасях.

Номинализм - 3 бога - что являлось ересью даже Росцелин был вынужден отказаться.

В результате была принята точка зрения реалистов.

Кентерберийский серьезно подошел к доказательству бытия бога. У него есть априорное (из предшествующего - аксиома) и апостериорное (из последующего - опыт) толкования бытия Бога. Апостериорное доказательство: отправной пункт - стих из библии об отказе безумца от сущ. Бога: безумец сказал: "Нет Бога". Но даже если он называет это имя, и признает тем самым его существование.

Т.о. спор реализма и номинализма основан на определениях всеобщего и частного (общего и единичного), но все сводилось к религиозным догматам. Спор р. и н. – предвосхищение спора материалистов и идеалистов.