Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 10

Эллинистическая эпоха. Старые порядки рушились (завоевание Греции А. Македонским), люди не могли быстро приспособиться, - философия все это отражала и искала путь быть счастливым и в тяжелых условиях (Диоген, которому поставили за это памятник).

Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.). Был серьезным ученым. Главная задача - этическое учение, но доказательство правильности его начинал с физики. Создал теорию, которая состояла из 3 частей: физики, гносеологии и этики. В целом все подчинено решению этических проблем. Главная цель жизни - достижение счастья, - безмятежное состояние духа (атараксия - безмятежность, спокойствие, уравновешенность). Если знать физику, то можно достигнуть атараксии. В жизни человека два страха (главные): вмешательство богов и смерть (и что после нее). Был поклонником атомического учения, но считал, что у атомов есть масса. Разбирается в причинах движения атомов. Из атомов состоит и тело, и душа, следовательно, т. к. атомы движутся хаотично, то и человек делает свой выбор сам, свободен, но в пределах физических законов. Боги живут в других мирах и не трогают людей. Смерть - распадение комбинации атомов души и тела, следовательно загробного мира нет. "Смерть - самое большое из зол, но не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть нас уже нет". Философия Эпикура имеет цель открыть человеку при помощи аппарата физики секреты своего существования и смысла жизни.

Зенон из Китиона (336 - 264 гг. до н. э.) - основатель стоицизма. Стоики строят свою теорию на учении Гераклита ("Все течет все меняется"). (Император Марк Аврелий; бывший раб Эпиктен; Сенека (воспитатель и сенатор при Нероне) - в 65 г. н. э. кончил жизнь самоубийством.) Главная цель -счастье, - достижение атараксии и апатии (равнодушия). Интересуют этические и воспитательные проблемы. У каждого человека есть своя непреложная судьба (судьба покорного ведет, а непокорного тащит, отсюда фатализм). Истинный философ и мудрый человек должен идти покорно по своей тропинке, с мужеством отдавшись на произвол судьбы. "Истинный стоик при слишком суровой судьбе может уйти от нее самоубийством". (Сенека).

Все нужно принимать таким, какое оно есть, даже если мир рушиться – это фатально и не зависит от человека.

Скептицизм представляет собой субъективный идеализм. Их философия имеет этическое направление. Основной принцип – сомнение (особенно сомнения в надежности истины). Наши органы чувств – главный источник заблуждений, т.к. реальный мир и видимость – разные вещи.

Цель философии скептиков - для счастья (атараксии и апатии) не нужно стремиться к знанию. Окружающий мир обманчив, информация от органов чувств ложна, поэтому не нужно задаваться лишними вопросами, тогда не ошибешься, - скепсис по отношении к возможностям человека. Стоицизм – один из истоков христианского учения.

Пирон - стоит у истоков скептицизма; Секст Эмпирик. (360 - 280 гг. до н. э.)

Теоцентризм средневековой философии.

Хронолог рамки эпохи ср вековья: от распада Рим империи (496) до Эпохи Возрождения (14-15 вв). В соц-полит плане от  крушения раб общ до утверждения и развития феод крепостнического общ. Господствующее мировоззрение – религиозное: на зап – христианство, на вост – ислам. Гл особенность ср век фил – то что она религиозная. Ее сущность – теоцентризм – бог цент Вселенной и гл объект познания. Идея согласно кот мир создан и безраздельно управляется Богом разделяется практически всеми фил-ами.

    Христианство возникло в 1 в н.э. в Иудеи. Сформ из различных религий и учений некоторых античных философов. В 313 Христианство уравняли в правах с другими религиями Рим империи, а в 324 Христианство един гос религ Рим империи признанная Константинополем. Очень непросто складывались отношения между фил и христ. В основе их лежит целая гамма суждений апостола Павла о том, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом». Подобные рассуждения ориентировали отр отн к фил. Знание у чел только от Бога, оно доступно только любящим Бога, верующим в енго. Христ откровения упраздняли фил мудрость т.о. фил как постижение мира разумом в христ отбрасывается. Вера признается превыше всего. Апостол Павел прямо так и высказался против фил: «Смотрите братья, чтобы кто не увлекся фил. Осн знания признается не мудрость, а вера».