Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 4

Получение надлежащей плотности при изменении условий окружающей среды

Уплотнение асфальтовой смеси требует практического опыта. При уменьшении толщины слоя, температур воздуха и основания, температуры укладки или солнечного излучения или увеличении скорости ветра, для достижения требуемого показателя плотности, прежде чем смесь охладится до 80 С, понадобится меньше времени. Поэтому, существенное изменение одного из этих факторов может повлечь за собой либо выполнение долговечного дорожного покрытия, либо такого покрытия, которое может быстро разрушиться.

По возможности, наилучшим решением вероятной проблемы уплотнения является увеличение толщины укладываемого материала. Слой толщиной 25 мм охлаждается настолько быстро, что даже при хороших погодных условиях трудно достичь надлежащей плотности. Минимальной толщиной слоя, которая должна быть оговорена в большинстве случаев, является толщина 38 мм. По возможности, для дорожных покрытий, производимых ранней весной или поздней осенью, следует укладывать один слой уплотняемой асфальтовой смеси толщиной не менее 50 мм.

Наиболее простым решением вероятной проблемы, связанной со временем охлаждения, является увеличение температуры асфальтовой смеси при выгрузке с заводской установки, причем это не вызывает других проблем со смесью. Более высокая температура смеси при выгрузке позволяет увеличивать температуру смеси, укладываемой сзади разравнивающего бруса асфальтоукладчика, тем самым давая больше времени для охлаждения смеси до 80 С при всех прочих постоянных факторах. Также важно помнить, что при увеличении температуры старение вяжущего материала и поглощение увеличивается, поэтому повышение температуры смеси необходимо строго учитывать. Однако повышение температуры смеси может быть недостаточным для адекватного времени уплотнения при неблагоприятных условиях окружающей среды и для тонких слоев асфальтовой смеси. Если температура смеси увеличивается слишком сильно, смесь может быть мягкой под уплотнительным катком, и могут иметь место выделение дыма или другие выбросы. Смеси необходимо дать возможность охладиться до начала процесса уплотнения. Поэтому существует верхний предел повышения температуры, до которого может нагреваться смесь.

Уплотнительное усилие можно легко увеличить, используя несколько катков для уплотнения слоя дорожного покрытия. Кроме того, более узкое или легкое уплотнительное оборудование может быть заменено более широкими или тяжелыми катками. Например, вместо статического катка с двумя стальными колесами шириной

1,4 м можно использовать вибрационный каток со сдвоенными барабанами шириной 2,1 м.

Другим средством достижения желаемого показателя плотности является более эффективное использование уплотнительного оборудования. В зависимости от укладываемой ширины покрытия и ширины катков, катки могут идти почти рядом вместо движения один за другим. Два катка, действующие этим способом, могут покрывать данную площадь гораздо быстрее, чем два катка, действующие обычным способом. Плотность будет увеличиваться, поскольку в этом случае прилагается большее уплотнительное усилие, прежде чем асфальтовое покрытие охладится до 80 С. В сущности, этот способ обеспечивают два работающих катка вместо одного ведущего и одного промежуточного катка. Однако для получения требуемых показателей плотности может быть еще необходимо использование промежуточного катка или катков. Увеличение скорости катков не способствует повышению уплотнения. Два прохода катка на высокой скорости менее эффективны, чем один проход со скоростью в два раза меньшей.

Если для уплотнения уступами используются два разных типа или размера катков  (например, вибрационный каток и каток с пневматическими шинами), важно, чтобы каждый каток покрывал всю поверхность смеси. Это означает, что катки должны проезжать назад и вперед и совершать различное число проходов. Кроме того, если один из катков уплотняет продольный стык, это обстоятельство должно учитываться при установке текстуры уплотнения для каждого типа уплотнительного оборудования. Очень важно, чтобы все катки не отставали от асфальтоукладчика, и чтобы полученная плотность соответствовала требуемому показателю плотности, равномерной по ширине покрытия.

Процедура, которая не должна использоваться в попытке увеличения показателя плотности смеси, это произвольное повышение содержания битума в смеси. Несмотря на то, что дополнительный битум может способствовать улучшению работоспособности смеси, он противоречит цели расчета (подбора) смеси и связан с проблемами долгосрочной эксплуатации смеси в условиях дорожного движения, какими являются выбоины и толчки.     

Условия на объекте укладки

Ряд факторов на объекте укладки непосредственно влияют на способность уплотнительного оборудования получать требуемый показатель плотности покрытия. Как рассмотрено ранее, наиболее важным из этих факторов является толщина укладываемого слоя. Также важным фактором является зависимость между толщиной слоя и номинальным максимальным размером частиц наполнителя. Если толщина слоя, как минимум, в три раза больше номинального максимального размера частиц наполнителя, адекватная плотность может быть достигнута с приложением обычного уплотнительного усилия.

Другим фактором, который необходимо учитывать, является равномерность толщины слоя. Плотность гораздо проще достичь в асфальтовом слое, который имеет постоянную толщину, по сравнению с таким, который изменяется по толщине. Слой с переменной толщиной часто бывает трудно уплотнять равномерно до заданного содержания воздушных пустот, особенно при укладке на ухабистую или неровную поверхность покрытия. Статические катки на стальных колесах имеют тенденцию соединять выбоины, особенно, если выбоины относительно глубокие и узкие. Вибрационные катки склонны опираться на высокие места, хотя вибрация имеет положительное влияние на уплотнение смеси в выбоинах. Поэтому, адекватная плотность, обычно, не достигается в смеси катками на стальных колесах, особенно в выбоинах, где это нужно больше всего. Использование катка с пневматическими шинами очень полезно при достижении плотности в ямках и высоких местах при надлежащем давлении в накачанных шинах и нагрузке колес.