Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 14

Смесь может продолжать проявлять эти характеристики мягкости при уменьшении температуры покрытия приблизительно до 90 С или ниже. При попытке осуществления уплотнения в этом диапазоне средних температур, смесь вместо нормально уплотненной будет становиться менее уплотненной. Этого не произойдет, пока смесь не охладится до температуры менее 90 С, чтобы она стала достаточно жесткой и снова выдерживала вес уплотнительного оборудования. Окончательное уплотнение часто может выполняться при температурах 70 С и меньше. Кроме того, завершающему катку обычно бывает трудно полностью устранять все вмятины, оставленные на смеси ведущим и промежуточным катками.

Однако следует отметить, что температуры, приведенные выше (от 115 С до 90 С), не являются точными значениями. Первоначальная мягкость смеси может быть при температурах не более 120 С и не менее 110 С в зависимости от характеристик смеси. Более того, смесь может продолжать проявлять характеристики мягкости при температурах не более 95 С и не менее 80 С.

Для уплотнения мягких смесей в диапазоне средних температур до требуемого показателя плотности можно использовать несколько разных методик. Во-первых, мягкие смеси, как правило, не становятся мягкими, пока не снизится температура. Это значит, что к смеси может быть приложено существенное уплотнительное усилие перед тем, как она станет мягкой и начнет смещаться. При использовании вибрационного катка в качестве ведущего катка, он должен находиться как можно ближе к асфальтоукладчику. Каток должен сделать как можно больше проходов по покрытию и как можно быстрее до того, как смесь начнет смещаться, растрескиваться или оставлять вмятины. Когда смесь начинает смещаться, дополнительные проходы ведущего катка не рекомендуются. Для наиболее мягких смесей по каждой точке поверхности покрытия можно сделать от трех до пяти проходов ведущего катка, прежде чем начнется смещение или растрескивание.

Во-вторых, если смесь смещается под катками в диапазоне средних температур, катки на стальных колесах, будь-то вибрационные или статические, не должны уплотнять смесь, пока она не охладится до температуры, при которой она станет снова достаточно стабильной, чтобы выдерживать вес катков. Если уплотнение продолжается при смещении покрытия, смесь будет становиться менее стабильной при приложении дополнительного уплотнительного усилия. В случае некоторых смесей на наружном крае барабана катка на стальных колесах при продолжающемся уплотнении может происходить сильное отталкивание смеси.

В диапазоне средних температур, при которых будет происходить разуплотнение мягкой смеси, если производится укатка стальными колесами, следует использовать каток на пневматических шинах. Резиновые шины у этого катка менее склонны к отталкиванию или растрескиванию смеси, и впереди него не будет образовываться дуговая волна. Поэтому, для достижения плотности в диапазоне средних температур должен использоваться каток на пневматических шинах.

Завершающий статический каток на стальных колесах должен быть на достаточном удалении от асфальтоукладчика. Этот каток должен двигаться вверх к асфальтоукладчику , уплотняя смесь и устраняя вмятины предыдущих катков, пока не будет достигнута температура, при которой смесь начинает смещаться или растрескиваться под прилагаемым уплотнительным усилием. Когда начинается растрескивание или дуговая волна, завершающий каток должен быть удален с полосы, и окончательное уплотнение должно быть продолжено при более низких температурах.

При отсутствии катка на пневматических шинах, когда смесь начинает смещаться и растрескиваться, могут совместно использоваться два вибрационных катка со сдвоенными барабанами, уступами или рядом друг с другом непосредственно за асфальтоукладчиком. Использование двух катков позволит сделать больше проходов двумя ведущими катками по каждой точке на поверхности покрытия, прежде чем смесь охладится до температуры, при которой происходят смещение и растрескивание. Поскольку каждый из двух катков должен уплотнять меньшую площадь поверхности, зачастую можно делать от пяти до семи проходов по каждой точке покрытия, прежде чем начнется процесс разуплотнения. Для мягкой смеси этого вполне достаточно, чтобы получить требуемый показатель плотности. Окончательное уплотнение только с целью устранения любых вмятин катков выполняется с особой осторожностью при достаточно низкой температуре без повреждения уже уплотненной смеси.

Мягкая зона

Многие подрядчики наблюдали мягкую зону при использовании смесей Superpave, ссылаясь на среднетемпературные мягкие смеси. Следующие комментарии о мягкой зоне были взяты из специального доклада 180 Национальной Ассоциации Асфальтобетонных Покрытий.  

В некоторых расчетных смесях Superpave была идентифицирована мягкая зона в температурных пределах от 93 С до 115 С. Смесь может удовлетворительно уплотняться при температурах выше или ниже этих пределов, однако смесь является мягкой в указанных температурных пределах и не может адекватно уплотняться. Это не относится ко всем смесям, но это наблюдалось в некоторых расчетных смесях Superpave. Смесь может удовлетворительно уплотняться катками на резиновых шинах в пределах этого диапазона мягкости, но как указано ранее, эти катки могут иметь проблему налипания смеси к шинам при использовании модификаторов. Чтобы решить эту проблему, надо обращаться к изготовителям катков на резиновых шинах.