Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 10

Например, на действующей асфальтовой автодороге между штатами смесь была уложена на участке канавы шириной 3,7 м двумя уплотненными слоями толщиной 75 мм. Первоначальное уплотнение первого слоя ведущим катком было выполнено с использованием вибрационного катка шириной 2,1 м. При проходе асфальтоукладчика шириной 3,7 м, два прохода вибрационного катка могли покрывать всю ширину покрытия  с нахлесткой порядка 0,5 м посредине. Для получения адекватной плотности оператор ведущего катка должен был эксплуатировать вибрационный каток ближе к каждому краю траншеи. Для покрытия всей ширины дороги оператору нужно было только сделать проход катка по каждой стороне дорожной полосы по направлению к асфальтоукладчику, а затем от асфальтоукладчика, не пытаясь уплотнять середину полосы.

Вместо этого оператор катка сделал первый проход шириной 2,1 м по левой стороне покрытия. По достижении спины асфальтоукладчика оператор сменил направление на обратное,  несколько изменил боковое направление и двинулся от асфальтоукладчика на середину покрытия, оставляя 0,8 м свободного участка на каждой стороне катка. Третий проход, опять к асфальтоукладчику, был вдоль правого края дорожной полосы. Четвертый проход (от асфальтоукладчика) был снова ближе к середине, аналогично второму проходу. Последний проход, чтобы догнать асфальтоукладчик, был сделан в направлении, обратном четвертому проходу – к середине дорожной полосы. Оператор катка продолжал повторять эту схему в пять проходов по мере движения асфальтоукладчика по дороге.

Пять проходов этого ведущего катка приходились посредине участка шириной 3,7 м, участка, не используемого дорожным движением. Только один проход приходился на каждую колесную колею, и каждый наружный край слоя. По сути дела, каток не использовался должным образом. Впоследствии это привело к повреждению структуры покрытия из-за недостаточной плотности там, где это было необходимо. Если число проходов катка по каждому краю уплотняемой дорожной полосы отвечает спецификациям, показатель плотности посредине полосы будет всегда более чем достаточный, чтобы также отвечать спецификациям. Поэтому должны быть разработаны схемы проходов катков с целью надлежащего и равномерного уплотнения всей ширины дорожной полосы.

Для каждого катка, используемого на объекте, ширину покрытия можно поделить на ширину уплотнительных барабанов, чтобы определить число проходов, необходимых для покрытия каждой поперечной точки на поверхности. Проход определяется как одно продвижение катка в одном направлении по какому-либо одному месту. Для окончательного уплотнения каждой точки на поверхности покрытия по поперечной ширине укладываемой дорожной полосы до требуемого показателя плотности необходимо несколько проходов.

Если ширина барабанов катка (или шин) составляет 2,1 м, то для покрытия полосы шириной 3,7 м понадобятся только два прохода, включая выступ 150 мм по каждому краю полосы. Два прохода катка шириной 2,1 м перекрывают друг друга посредине дорожной полосы примерно на 300 мм. Если есть возможность, чтобы оператор катка мог не всегда соблюдать выступ 150 мм на краю покрытия, нахлестка посредине полосы шириной 300 мм еще достаточна для уплотнения всей ширины покрытия за два прохода с минимальной нахлесткой 150 мм между проходами катка.

Каток шириной 1,8 м не может покрыть всю ширину (3,7 м) дорожной полосы только за два прохода. Два прохода не позволяют делать выступ на краю полосы или нахлестку посредине. Поэтому, для необходимого уплотнения полосы потребуется три прохода катка шириной 1,8 м.

Если каток имеет барабаны или шины шириной только 1,5 м, тогда требуется три прохода катка, как и в случае катка с шириной барабанов 1,8 м.  Если выступ на краю дорожной полосы составляет 150 мм, нахлестка между проходами катка должна быть около 300 мм. Эта нахлестка позволяет оператору достаточно свободно управлять катком и дает возможность покрывать дорожную полосу шириной 3,7 м за три прохода катка шириной 1,5 м.

Каток с барабанами шириной 1,4 м должен сделать четыре прохода по ширине дорожной полосы 3,7 м, чтобы полностью перекрыть ширину полосы. Если этот каток выступает над каждым краем покрытия на 150 мм, и по ширине полосы совершаются только три прохода, барабаны катка будут перекрывать лишь 75 мм между первым и вторым проходами и 75 мм между вторым и третьим проходами по ширине полосы. Эта нахлестка между проходами не адекватна для достижения равномерного уплотнения. Поэтому, для надлежащего уплотнения полосы шириной 3,7 м необходимы четыре прохода катка шириной 1,4 м.

При движении в продольном направлении катки не должны останавливаться на одной и той же поперечной конечной точке после каждого прохода катка, точки изменения направления должны быть зигзагообразными во избежание смещения (отталкивания) смеси. В каждом месте изменения направления может оказаться полезным так называемый «завиток» с целью уменьшения склонности смеси к смещению под катком и устранения бугра в точке, где происходит изменение направления на обратное. Каток не должен стоять на горячем покрытии. Длительная задержка, вызванная отсутствием самосвалов со смесью или заливкой катка водой, приводит к вдавливанию катка в новое покрытие. Как правило, потом невозможно выравнивать такие вмятины после охлаждения покрытия. Поэтому в нерабочем состоянии все катки должны стоять на обочине или на холодном покрытии.

Согласно многим старым спецификациям требуется начинать процесс уплотнения на низкой стороне дорожной полосы и продолжать в направлении высокой или верхней стороны при последующих проходах катка. При наличии современного уплотнительного оборудования и более стабильных асфальтовых смесей это требование необязательно, но может быть рекомендовано для возвышений или подъемов. Кроме того, в некоторых более старых спецификациях указывалось, что катки должны перекрывать ширину предыдущего прохода, по крайней мере, наполовину ширины катка. Эта операция ведет к неравномерному уплотнению по ширине дорожной полосы и явно недостаточной плотности на наружных краях полосы. По современным нормативам каждый каток должен перекрывать свой собственный проход как минимум на 150 мм.