Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 13

Обычно радиоактивный измеритель плотности корректируется по единичному весу путем экстрагирования керновых проб с одной из испытательных полос в начале возведения дорожного объекта. Количество мест (обычно берется 10 мест) выбирается случайно или наугад. На поверхности каждого отмеченного места снимается несколько показаний плотности. Затем срезаются и испытываются пробы для определения плотности. После этого строится  диаграмма, на которой на одной оси наносятся средние показания плотности радиоактивного прибора, а на другой соответствующие значения плотности керновых проб. Через точки данных вычерчивается наиболее приемлемая линия корреляции. Позднее при использовании радиоактивного прибора для мониторинга плотности показания прибора преобразуются в плотность проб с использованием линии корреляции.

Фото 18-7 Радиоактивный измеритель      Фото 18-8 Схема радиоактивного

для мониторинга плотности                           измерителя

Для выявления корреляции некоторые операторы вычисляют среднее показание плотности радиоактивного измерителя и сравнивают его со средней плотностью керновой пробы. Фактически, они полагают, что между двумя методами есть постоянное отличие. На самом деле, отличие непостоянное, а зависит от показания радиоактивного прибора. Поэтому, постоянная компенсация не должна приниматься во внимание.

Уплотнение жестких смесей

Хорошо подобранные асфальтовые смеси будут в меру жесткими (густыми) и стабильными и для них потребуется значительное уплотнительное усилие для достижения необходимой степени плотности. Смесь этого типа будет выдерживать вес катка непосредственно за асфальтоукладчиком. Если смесь укладывается при температуре

135 С или выше, катки, как правило, могут уплотнять смесь надлежащим образом, прежде чем она охладится до температуры 80 С.

Наиболее часто используются три катка – ведущий каток, промежуточный каток и завершающий каток. В ведущем положении, как рассмотрено выше, наиболее часто используется вибрационный каток на стальных колесах. В промежуточном положении обычно используется каток на пневматических шинах, хотя иногда применяется второй вибрационный каток. Окончательное уплотнение выполняется статическим катком на стальных колесах. Ведущий и промежуточный катки должны располагаться вблизи от асфальтоукладчика. Если смесь стабильная, впереди вибрационного барабана катка не будет образовываться дуговая волна, и смесь не будет растрескиваться или давать волосяные трещины. Если смесь относительно жесткая, завершающий каток должен также быть рядом с асфальтоукладчиком, поскольку необходимо будет устранять минимальные вмятины от ведущего и промежуточного катков.

В случае очень жестких (густых) смесей или когда нужна высокая степень плотности, в ведущем положении должен использоваться каток на пневматических шинах. Для промежуточного уплотнения непосредственно за катком на пневматических шинах должен следовать вибрационный каток на стальных колесах, а окончательное уплотнение должен выполнять статический каток на стальных колесах. Вследствие внутренней стабильности и прочности жесткой смеси для получения заданного показателя плотности (процент от теоретической максимальной плотности) может потребоваться большее уплотнительное усилие, но смесь уже не будет смещаться под действием катков во время процесса уплотнения.

Уплотнение мягких смесей                                                               

Мягкая смесь обычно является внутренне нестабильной смесью, которая не может должным образом выдерживать вес уплотнительного оборудования, когда она горячая, и смещается при приложении уплотнительного усилия. Смещение смеси может принимать различные формы. Во-первых, может иметь место дуговая волна перед стальным колесом вибрационного или статического катка на стальных колесах при движении катков по покрытию в продольном направлении. Во-вторых, покрытие может расширяться, когда катки используются для уплотнения свободного края дорожной полосы, например, смесь, уложенная на ширину 3,7 м, может разжиматься до ширины 3,9 м или больше. В третьих, в смеси может происходить растрескивание (короткие поперечные трещины, появляющиеся во время уплотнения). В четвертых, могут быть продольное вспучивание и растрескивание смеси снаружи краев стальных колес катка.

Мягкость обычно проявляется в одной их двух форм. Классическая мягкость имеет место, когда ведущий каток не способен приблизиться к асфальтоукладчику без признаков смещения смеси. Мягкость в диапазоне средних температур имеет место, когда смесь сзади асфальтоукладчика будет выдерживать вес катка, но начинает смещаться при охлаждении смеси.

В случае классической мягкости операторы катков не подходят к асфальтоукладчику. Они держатся на некотором расстоянии сзади асфальтоукладчика в ожидании достаточного охлаждения смеси, чтобы она могла выдерживать вес катков. Основной подход к преодолению классической мягкости – это дать возможность смеси охладиться. Наилучшим способом является перерасчет смеси. Если смесь используется на автодороге с интенсивным движением, необходим перерасчет смеси, так как классическая мягкость обычно является признаком нестабильности смеси.

В случае мягкости в диапазоне средних температур катки могут непосредственно приближаться к асфальтоуклачику. Характеристики мягкости в диапазоне средних температур обычно проявляются под ведущим катком, если температура смеси несколько выше 115 С. Независимо от уплотнения вибрационным катком или катком на пневматических шинах смесь обычно стабильна при повышенных температурах. Однако при уменьшении температуры покрытия ниже этой температуры смесь может стать очень нестабильной и мягкой. Перед катками на стальных колесах можно увидеть дуговую волну, на поверхности покрытия может происходить растрескивание, и смесь может вспучиваться снаружи краев стальных барабанов катков. Кроме того, смесь может сползать в поперечном направлении вдоль свободного продольного края покрытия.