Уплотнение смеси при выполнении асфальтового покрытия, страница 11

В следующем разделе подробно рассмотрено определение схемы уплотнения.

Направление движения и режим эксплуатации вибрационных катков

При использовании вибрационного катка с одним барабаном уплотняющий барабан должен обычно эксплуатироваться по направлению к асфальтоукладчику. Такая практика говорит о том, что максимальное уплотнительное усилие к покрытию прилагается этим  барабаном, а не ведущим барабаном. Кроме того, здесь достигается более плотный слой, который лучше противостоит вытеснению смеси, вызываемому постоянным движением ведущего барабана во время управления катком. Каток с шарнирной (составной) рамой и одним барабаном может также эксплуатироваться с ведомым барабаном по направлению к асфальтоукладчику, чтобы к смеси как можно быстрее прилагалось максимальное уплотнительное усилие.

При работе только одного барабана у катка с двумя барабанами в вибрационном режиме каток часто эксплуатируется с вибрационным барабаном в направлении асфальтоукладчика и с задним статическим барабаном. Каток с шарнирной рамой и сдвоенными барабанами, который имеет два ведомых барабана (вибрационный тандемный каток), делает то же самое в любом направлении. Поэтому, для катка этого типа направление движения не имеет значения.

Для жестких или очень густых смесей уплотнение обычно выполняется обоими барабанами ведущего вибрационного катка со сдвоенными барабанами. Последующие проходы осуществляются также только в вибрационном режиме. Для смесей с нормальной стабильностью уплотнение ведущим вибрационным катком обычно также должно производиться в полном вибрационном режиме. Для мягких смесей, как рассмотрено ниже, первоначальное уплотнение ведущим катком иногда выполняется в статическом или комбинированном режиме. Последующие проходы обычно совершаются в комбинированном режиме, если вытеснение смеси не слишком большое. При эксплуатации в комбинированном режиме в случае мягких смесей вибрирует задний, а не передний барабан.

Определение схемы уплотнения                                                    

Для разных смесей требуются различные величины уплотнительных усилий, и, значит, различное уплотнительное оборудование и схемы уплотнения. Для достижения требуемого показателя плотности асфальтовой смеси, содержащей крупный наполнитель, могут быть использованы различные типы или комбинации катков.

Как говорилось ранее, на конкретном дорожно-строительном объекте должна быть определена схема уплотнения в самом начале дорожных работ путем возведения одной или нескольких испытательных полос для катков. Полоса должна быть расположена в удобном месте, где уложенный слой дорожного покрытия будет оставаться как часть окончательной структуры покрытия. Смесь должна представлять материал, производимый для объекта. В общем, асфальтовый завод должен сначала изготовить рядовую смесь в течение короткого периода времени, прежде чем производить смесь для испытательного участка, чтобы она была как можно более однородной и стабильной. Толщина уплотненного слоя должна быть такой же, что и для остального слоя, а длина испытательной полосы должна быть не менее 100м. Состояние подстилочных слоев должно быть таким же, как и на остальном объекте. 

Должное внимание должно быть уделено выбору используемых катков. Комбинация катков, применявшихся на предыдущем объекте, может оказаться экономически неоправданной или неэффективной на новом участке работ. Несмотря на то, что для первоначального уплотнения обычно используются вибрационные катки, а катки на пневматических шинах для промежуточного уплотнения, для некоторых жестких (густых) смесей надлежащую степень плотности можно получить за счет меньшего числа проходов катков при движении вибрационного катка в промежуточном положении.

Если в ведущем положении применяется крупногабаритный каток на пневматических шинах, то, как правило, трудно определить степень плотности покрытия с использованием радиоактивного измерителя (как рассмотрено ниже) из-за неровной поверхности покрытия после первых нескольких проходов пневматических шин. Показания прибора следует снимать после того, как смесь сглажена промежуточным катком на стальных колесах, будь-то вибрационный или статический. Испытательная полоса должна использоваться для определения наиболее эффективной последовательности катков с целью достижения требуемой степени уплотнения, гладкости покрытия и экономичной работы.

Желаемые показатели плотности легче получить, когда асфальтовая смесь горячая. Как рассмотрено ранее, вместо использования катков в традиционном ряду последовательных катков следует обратить внимание на использование двух ведущих катков, предпочтительно одинакового типа, вместо ведущего катка, за которым идет промежуточный каток. Такая практика особенно эффективна на тонких слоях смеси при неблагоприятных условиях окружающей среды.

Как отмечено выше, два ведущих катка могут эксплуатироваться рядом друг с другом для ускорения уплотнения. В зависимости от ширины каждого катка и ширины дорожной полосы полное уплотнение по ширине покрытия может выполняться очень быстро. При использовании рядом  друг с другом двух разных катков в ведущем положении (например, вибрационного катка со сдвоенными барабанами и катка на пневматических шинах) важно, чтобы каждый каток покрывал всю ширину дорожной полосы в некоторых местах во время процесса уплотнения. Два катка должны перекрывать друг друга, но с учетом даже небольшого опыта эта операция легко осуществима. Целью использования двух катков в ведущем положении является приложение уплотнительного усилия к поверхности покрытия до ее охлаждения.

Исчисление схемы уплотнения