Укладка горячей асфальтовой смеси на необходимую ширину с соответствующей градацией, страница 6

Разравнивающий брус

Разравнивающий брус, буксируемый тяговым устройством асфальтоукладчика, устанавливает толщину асфальтового слоя и предопределяет первоначальную структуру нового покрытия. Кроме того, за счет своего веса и вибрации разравнивающий брус придает некоторую степень плотности укладываемому материалу. На Рис 15-12 изображены разравнивающий брус и тяги.

В начале 1930 годов была разработана концепция свободно плавающего разравнивающего бруса асфальтоукладчика. Эта концепция позволяет разравнивающему брусу, присоединенному к тягачу только в одной точке с каждой стороны машины, усреднять изменения спусков и подъемов, вызываемые колесной базой (резиновыми шинами или гусеницами) тягача. В настоящее время на всех современных асфальтоукладчиках применяется плавающий разравнивающий брус.

Тяговые (буксирные) точки

Разравнивающий брус присоединяется к тягачу только в одной точке с каждой стороны асфальтоукладчика. Эта точка, показанная на Рис. 15-12, называется тяговой (или буксирной) точкой. Тяговые точки представляют собой штифтовые соединения, которые позволяют выравнивающим рычагам (также называемыми боковыми или тяговыми рычагами) разравнивающего бруса поворачиваться или вращаться вокруг этих точек. Штифтовое соединение уменьшает передачу движения между тягачом и разравнивающим брусом.

Идея тяговых точек и свободно плавающего разравнивающего бруса позволяет тягачу обеспечивать колесную базу для разравнивающего бруса. Разравнивающий брус поворачивается вокруг тяговых точек, которые расположены в центре длины колесной базы тягача, и усредняет спуски и подъемы в пределах колесной базы тягача.

Рис. 15-12 Принцип действия разравнивающего бруса

При движении по неровной поверхности тягач может качаться из стороны в сторону, не изменяя положения буксируемого разравнивающего бруса. Чтобы строго соблюдался принцип плавающего разравнивающего бруса в режиме ручного управления, важно, чтобы тяговые точки по обеим сторонам тягача были на одинаковом уровне над грунтом. Автоматическое управление разравнивающим брусом рассмотрено в Разделе 16. Положение тяговых точек может изменяться подъемом или опусканием штанг, на которых находятся тяговые точки. Для большинства асфальтовых смесей тяговые точки должны располагаться возле центра штанги. Однако для некоторых асфальтовых смесей, которые являются очень плотными или мягкими, вероятно, выгоднее повышать или понижать уровень тяговых точек, чтобы улучшить структуру укладываемого покрытия. Если асфальтоукладчик эксплуатируется в режиме автоматического управления, как рассмотрено в следующем разделе, уровень тяговых точек обычно устанавливается в среднее положение в начале работ по укладке. Это положение затем изменяется с целью соблюдения нужного угла атаки разравнивающего бруса.

При работе некоторых асфальтоукладчиков в режиме ручного управления и слишком высоко поднятых тяговых точках, передняя часть разравнивающего бруса опускается вниз для поддерживания приемлемого угла атаки на желаемой толщине покрытия. Это может привести к преждевременному износу ведущего края разравнивающего бруса, ухудшению гладкости покрытия и к уменьшению степени первоначального уплотнения смеси. С другой стороны, если тяговые точки слишком низки, передняя часть разравнивающего бруса поднимается вверх для поддерживания нужной толщины укладываемой асфальтовой смеси. Тогда может дополнительно изнашиваться задний край разравнивающего бруса.

В случае асфальтоукладчика, не оборудованного автоматическим управлением разравнивающего бруса, соотношение между движением тяговых точек и изменением угла атаки переднего края разравнивающего бруса обычно составляет 8 к 1. Так, если тяговые точки поднимаются на 25 мм, угол атаки разравнивающего бруса увеличится на 3мм. Как подробно рассмотрено ниже, асфальтоукладчик должен проехать вперед приблизительно на расстояние, равное пятикратной длине выравнивающих рычагов или тяг, перед тем, как разравнивающий брус подойдет к новому уровню тяговых точек, и усилия на разравнивающем брусе снова уравновесятся.

Комбинация точек вращения (поворота) разравнивающего бруса на концах выравнивающих рычагов, соединенных с тягачом, и устройство регулирования толщины на разравнивающем брусе дает возможность регулировать угол атаки разравнивающего бруса. На Рис. 15-13 показан угол атаки. Благодаря способу соединения разравнивающего бруса с тягачом (трактором) действие разравнивающего бруса аналогично поведению водного лыжника, буксируемого моторной лодкой. Когда моторная лодка идет быстрее, лыжник больше выходит из воды, и угол атаки водных лыж уменьшается. Когда асфальтоукладчик едет быстрее, угол атаки разравнивающего бруса уменьшается, и слой покрытия, укладываемого асфальтоукладчиком, становится тоньше. Если лыжник скользит по спокойной поверхности воды, угол атаки водных лыж будет оставаться постоянным. Однако если лыжник пытается пересечь кильватер лодки, угол атаки лыж будет увеличиваться, когда лыжи взбираются на волну. Аналогично, если поток материала перед разравнивающим брусом увеличивается, угол атаки разравнивающего бруса будет увеличиваться, так как разравнивающий брус реагирует на увеличение усилия, действующего на него. В результате этого укладываемый асфальтоукладчиком слой покрытия будет толще.

Далее в этом разделе подробно рассматривается ручное управление разравнивающим брусом. Но сначала уделяется внимание силам, действующим на разравнивающий брус, и влияниям начала работы и остановки асфальтоукладчика.

Рис. 15-13 Угол атаки разравнивающего бруса асфальтоукладчика

Силы, действующие на разравнивающий брус