Создание универсального электронного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего удаленный доступ к систематизированным информационным ресурсам с сервисами настройки на различные уровни профессионального образования по специальности «Организация и технология защиты информации», страница 6

Каждая дисциплина семестра (рисунок 4), в свою очередь, является гиперссылкой на страницу с контентом УММ (рисунок 5).

Рисунок 5 – Содержание лекционной части УММ по дисциплине

Кроме доступа к содержанию лекций у студента есть доступ к дополнительной информации и ссылкам на полезные ресурсы по данной дисциплине.

В качестве контрольных материалов в состав УММ включены тесты. Как правило, тесты соотнесены с темами (главами) и предназначены для предварительного, текущего и итогового контроля уровня освоения учебного материала.

Предварительный контроль предназначен для самооценки степени готовности к изучению контента главы. Его результаты не фиксируются, а выполняют функцию обучения – помогают студенту восстановить в памяти понятия, необходимые для освоения новых понятий в рамках учебной темы. Выполнение студентом тестов является своего рода самоконтролем, самооценкой собственной готовности к последующей учебно-познавательной деятельности

Текущие тесты выполняются после изучения каждой темы. Их результаты также не сохраняются, а предназначены они для самоконтроля и повторения – воспроизведения усвоенного ядра знаний, представленных в изучаемой теме.

Результаты выполнения итогового теста сохраняются в базе данных НОК  и доступны для просмотра преподавателям, работникам деканата и представителю администрации вуза.

Независимо от назначения, тестовые задания представляются на экране монитора в одинаковом виде (рисунок 6), а управление тестовой программой осуществляется по одному и тому же алгоритму.

Рисунок 6 – Система тестирования НОК

2.3 Организация работы студента

Учебный процесс, осуществляемый  в рамках НОК, представляет собой совмещение двух форм учебно-познавательной деятельности студента: самостоятельной и удаленной.

В связи с этим, каждый из участников учебного процесса выполняет действия, совокупность которых обеспечивает получение результата – формирование профессионального и компетентного специалиста, подготовленного в соответствии с требованиями ГОС.

В ходе учебного процесса между всеми участниками реализуются следующие функции: передача информации (рекомендаций, указаний, заданий), коррекция, контроль, связанные с ходом учебно-познавательной деятельности, и определение уровня подготовки студентов. Все эти операции выполняются посредством модуля НОК, называемым «Студент».

Организация учебного процесса в общем виде представлена на рисунке 7.

На схеме показаны связи, возникающие в учебном процессе между участниками: студентами, преподавателем, деканатом и кафедрой (на примере одной дисциплины).

Рисунок 7 – Схема учебного процесса в НОК

Для студента, как центрального объекта системы обучения,  методические рекомендации по работе с УММ НОК составляются на основе схемы учебно-познавательной деятельности, представленной на рисунке 8.

После входа в офис, студент видит результаты своей работы, зафиксированные в НОК, и принимает решение о дальнейших действиях: или изучение УММ, или общение с участниками учебного процесса.

Выбрав режим «Изучение УММ», студент осуществляет выбор дисциплины, осваивает основные понятия, выполняет практические задания и тесты, оценивает достигнутые им результаты и завершает работу, выйдя из НОК.


Рисунок 8 – Схема учебно-познавательной деятельности студента в НОК


Схема учебно-познавательной деятельности отражает этапы учебной деятельности. Рассмотрим более подробно содержание работы студента с учебным материалом в удаленном режиме.

На первом этапе студенту необходимо ознакомиться с целями обучения и задачами, которые ему предстоит выполнить в процессе самостоятельной работы.

Далее студенту демонстрируются все уровни выполнения контрольной работы (работы, выполненные на оценки 2, 3, 4 и 5).

Затем студент приступает к выполнению первой части заданий. Он воспринимает информацию (текстовую или мультимедийную), в которой излагается методика решения задач определенного класса.