Опыт сооружения мостов из монолитного железобетона методом продольной надвижки: Обзорная информация, страница 4


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

Для снижения величины монтажных усилий на стадии надвижки пролетного строения использовали стальной аванбек длиной 28 м, присоединенный к собранной конструкции с помощью напрягаемой арматуры. В русловых пролетах для сборки V-образных опор были сооружены временные опоры, которые были разобраны после окончания продольной надвижки пролетного строения.

Пролетное строение надвигали установкой, включающей два телескопических гидравлических домкрата ДГ-200/500, установленных горизонтально и имеющих бетонные упоры в конце стапеля.

Блоки пролетного строения подавали на стапель козловым краном грузоподъемностью 45 тс. На стапеле блоки устанав­ливали на специальные салазки, уложенные на путь скольжения стапеля.

Была разработана технология склеивания блоков с учетом переменной толщины шва, отличная от технологии, приме­няемой для склеивания блоков, изготовленных по методу отпечатка. Суть ее заключалась в следующем: блоки очередной секции устанавливали с зазором 30-40 см; зазор между блоками измеряли индикатором часового типа или штангенциркулем с целью определения предполагаемой толщины шва в различных местах по сечению блока; на стыкуемые поверхности наносили слой клея переменной толщины в зависимости от величины измеренных зазоров плюс 1,5-2 мм, необходимых для уплотнения стыка; сдвигали и обжимали блоки усилием, создающим напряжение 1,6 кгс/см2 (площади стыка).

Обжатие производили двумя монтажными пучками (из 24 проволок диаметром 5 мм), расположенными внутри коробки под верхней плитой у ребер блока, а также телескопическими гидравлическими домкратами ДГ-200/500.

Во время обжатия блоков, чтобы избежать выдавливания клея внутрь каналов, применяли трубки длиной 15-20 см, скрученные из кусков ламинированной бумаги.

15


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

После полимеризации клея в стыках конструкцию обжимали рабочими пучками, после чего снимали монтажные пучки и сбрасывали усилие в домкратах.

Пучки из 19 семипроволочных прядей собирали на деревянном стеллаже с корытообразными шаблонами через 1,6-1,8 м. К месту монтажа арматурные пучки подавали по рольгангам редукторной лебедкой. С помощью этой же лебедки и отводного блочка пучки заводили в каналы. Для этого канат редукторной лебедки протаскивали в канал лидерной прово­локой, которую предварительно заводили в канал вручную.

При заводке пучков в каналы применяли два способа захвата пучка: за одну центральную прядь с помощью цангового зажима либо за петлю, приваренную к прядям.

При натяжении на стадии укрупнительной сборки один конец арматурных пучков находился, как правило, на торце монтируемого пролетного строения, другой — внутри коробки. При натяжении части эксплуатационных пучков после окон­чания продольной надвижки оба конца этих пучков находились внутри коробки.

На сборочном стапеле натянули 322 прямолинейных пучка, из них 178 эксплуатационных и 144 монтажных. Эксплуа­тационные пучки заинъекцировали сразу после их натяжения. После окончания продольной надвижки монтажные пучки были разрезаны и сняты, а дополнительные 42 криволинейных эксплуатационных пучка натянуты. Все пучки — эксплуа­тационные и монтажные — размещали в закрытых каналах.

Для установки домкрата массой 1100 кг в рабочее поло­жение внутри коробки пролетного строения был разработан специальный манипулятор (рис. 5), представляющий собой передвижную ручную четырехколесную тележку, на которой установлена поворотная стрела с ручным полиспастом для подъема и опускания домкрата.

На всех опорах были установлены устройства скольжения, в которых в качестве антифрикционных прокладок использовали пластины фторопласта 4Б, а в качестве контртела - стальные

16


ОБЗОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1/2002

полированные листы. На последних стадиях надвижки вместо пластин фторопласта 4Б успешно применили ткань нафтлен. Боковое смещение надвигаемого пролетного строения регулировалось с помощью ограничителей, включающих направляющие ролики и винтовые домкраты.

2      3       4    5       6               7

Рис. 5. Натяжение арматурных пучков с помощью

манипулятора: 1—блокипролетногостроения;2—упордляанкеровкипучков;

3—пучокиз19семипроволочныхпрядей;

4 — гидродомкрат грузоподъемностью 350 тс;

5—манипулятор; 6маслопроводы; 7—насосная установка

НРФ-2.5/500

Для контроля за вертикальными реакциями в устройства скольжения входил гидравлический датчик давления. (ГДД), показывающий величину опорной реакции. Однако из-за большой величины горизонтальных усилий, испытываемых ГДЦ в ходе продольной надвижки пролетного строения, датчики выходили из строя и были заменены резиновыми опорными частями.

Для контроля за продольным смещением опор в процессе надвижки были установлены конечные выключатели, авто­матически отключающие систему привода насосной станции.

17


ИНФОРМАВТОДОР ТЕЛ.(095) 747-9100, 747-9181, ТЕЛ./ФАКС (095) 747-9113_______

Величина вертикальных уступов в стыках блоков в уровне нижней плиты, достигавшая в первых изготовленных блоках 10 мм, существенно повлияла на темп надвижки в связи с необходимостью многократного поддомкрачивания пролетного строения для устранения заедания в скользящих устройствах.

Перед установкой пролетного строения на опорные части было произведено регулирование опорных реакций и опре­деление высотного положения пролетного строения, соответ­ствующего проектным усилиям в балке. На первом этапе осуществлялось определение фактических опорных реакций путем взвешивания пролетного строения на всех опорах при опирании консолей русловых опор на временные опоры.

Взвешивание показало, что величина суммы фактических опорных реакций превышает величину, определенную по расчету, что вызвано несколькими причинами: отклонением фактической массы сборных блоков от проектной; некоторым завышением значений опорных реакций, определяемых по показаниям манометров, по сравнению с действительными величинами из-за трения в домкратах; упругостью резиновых вкладышей устройств скольжения.

После взвешивания пролетного строения сделали расчет­ную корректировку опорных реакций, а затем произвели регулирование опорных реакций на мосту.

При взвешивании пролетного строения и регулировании опорных реакций пролетное строение поддомкрачивали одновременно не менее чем на двух опорах с каждой стороны от той опоры, где производилось взвешивание или регулирование опорной реакции. На каждой опоре все домкраты были подключены к одной насосной станции. Взвешивание и регулирование осуществлялось последовательно от опоры к опоре.

Взвешивание производилось по стадиям. Сначала выпол­няли основное взвешивание и записывали первоначальные показания манометров. Затем поддомкрачивали балку еще на некоторую дополнительную величину на опоре, где произво­дилось измерение опорной реакции. Это необходимо для того, чтобы определить влияние поддомкрачивания балки на данной

18