История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике, страница 6

В XIX веке педагогической общественностью полностью была осознана недопустимость зубрежки, насилия над ребенком, необходимость обеспечения условий для самопознания: "Правильно созревает душевная жизнь под двумя противоположными условиями: 1) когда душа погружается в наблюдение и рассматривание внешних вещей и занимается их обработкой и 2) когда при этом она не теряется во внешнем мире, но помнит саму себя, знает свои стремления, не забывает своих целей и обозревает непрестанно свои собственные состояния, сообщая им по силе этого самонаблюдения единство, порядок и равновесие." [ 4, с.172 ]

Следует признать, что в России XIX в. были известны практически все прогрессивные педагогические идеи, которые стали популярными в России конца XX в.: безотметочное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, диалоговые формы обучения, рефлексивное обучение, дифференцированное и индивидуализированное обучение и т.п.

Назовем еще несколько фамилий прогрессивных педагогических деятелей конца XIX начала XX века. П.Ф. Каптеров — идеи соединения общего и особенного в образовательных системах, признание саморазвития как основы образовательного процесса; Д.И. Тихомиров, считающий, что в начальной школе наряду с изучением природы, окружающего мира обязательно должно вестись изучение человека, должен быть специальный учебный предмет человековедение ("... признаем и важным, и безусловно необходимое и возможное познание самого себя как человека, в своих отношениях не только к природе, но и к самому себе, и к окружающим людям — близким и далеким, своим и чужим, — как члена общества и народа, как гражданина родной земли, как дружественного члена великой — мировой семьи человечества." [  4, с.516 ]; В.П. Вахтеров ("В наше время каждому человеку, к какому бы классу он ни принадлежал, самому приходится устраивать свою судьбу, самому добывать средства к существованию, собственными силами и на свой страх и риск решать тысячи задач, какие поставят ему и окружающая его природа, и его работа...Современная школа должна развивать в учениках личный почин, личную энергию, творческую работу ума, привычку доходить до всего самому..." [   8, с.156   ] и др.

Итак, со стороны педагогической науки идеи гуманизации и гуманитаризации образования пронизывали большую часть педагогических работ. Однако многие рекомендации и пожелания являются в этих работах слишком общими, без описания механизма реализации, в особенности в части, касающейся обучения конкретным учебным дисциплинам, их содержания.

В практике дело выглядело не так хорошо как в теории. Краткий обзор истории развития школы XIX в., в частности, начальной выглядит так. Основной формой начальной школы были приходские училища, которые были подготовительной ступенью для уездных училищ и гимназий. Большое место в уездных училищах и гимназиях отводилось языкам древним — латинскому, греческому, славянскому; иностранным. Государственная политика в области образования в основном направлена была на достижение идеологических задач: на воспитание благонадежности, поддержки самодержавия, веры. В середине XIX в. происходит разделение гимназий на реальные и классические. В этот же период в педагогический обиход входит понятие общеобразовательной школы и ведутся серьезные дискуссии относительно содержания этого общего образования прежде всего в плане перечня предметов изучаемых в разного рода образовательных учреждениях. Все большее число голосов подается за уменьшение часов на изучение древних, мертвых языков, за увеличение времени на изучение естественных наук и математики, "живых" языков и как бы сейчас сказали — "практикоориентированных курсов".

Библиографический список

1. Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли в России ХVIII века. М., 1986.

3. Антология педагогической мысли в России первой половины ХIХ века. М., 1987.

4. Антология педагогической мысли в России второй половины ХIХ – начала ХХ веков. М., 1988.

5. Библер В.С. Основы программы // Школа диалога культур. Основы программы. Под общей редакцией В.С. Библера. Кемерово, 1992. — С. 5-38.

6. Большая Советская Энциклопедия. Т. 7. М., 1972.

7. Вавилов С.И. Ис. Ньютон. М., 1961.

8. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

9. Галанин Д.Д. История методических идей по арифметике в России. Часть I. ХVIII век. М., 1915.

10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступит. ст. А.Ф. Лосев. Перевод М.Л. Гаспарова. М., 1986.

11. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

12. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

13. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

14. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

15. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Часть II. М., 1994.

16. Российская педагогическая энциклопедия. Том I. М., 1993.

17. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М., 1990.