История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике, страница 3

Очень резко об этом периоде развития "правительственных школ" высказался Д.Д. Галанин: "При исследовании школьного дела в России мы должны особенно отметить и подчеркнуть тот факт, что оно вводилось не как органичная потребность страны, но как некоторая туманная мечта тех карьеристов, которые пытались выдвинуться на этом деле и занять более высокое положение в государстве." [19] Этот же автор, ссылаясь на работы г. Владимир-Буданова и "Стоглав" высоко оценивает древнерусские элементарные домашние школы, которые обычно открывали богатые люди, приглашая учителей для своих детей и детей, не имеющих кровного родства с данной семьей [9] По утверждению П.Н. Милюкова, не отрицающего наличие таких школ, их было настолько мало, что по свидетельству, например, некоего отца Геннадия трудно было найти в сельские, а иногда и в провинициальные городские приходы священника, "грамоту разумеющего".

Как бы то ни было, а государственная система образования, по терминологии Д.Д. Галанина, система обучения в "правительственных школах" началась с академий, гимназий и "навигацких" и "цифирных" школ, открытых по повелению Петра I. Особого успеха в этот период не добились ни Академии, ни другие образовательные учреждения. (Любопытен такой факт: немецкие профессора, "выписанные Петром I на 5 лет для чтения лекций" вынуждены были читать лекции друг для друга, а затем для выписанных из Германии же студентов, так как российских студентов долгое время не было вовсе. В 1747 году было учреждено общежитие для 30 казеннокоштных студентов и был произведен принудительный набор. [9]

Несмотря на неудачу первых попыток, государственная система не прекратила своего существования, а продолжала развиваться, в основном через открытие новых гимназий, университетов, академий. "Новый период в истории русского образования наступил тогда, когда на смену узкопрофессиональной и сословной школ первой половины XVIII века явилась школа общеобразовательная и бессословная, преследовавшая чисто педагогические цели. Окончательно утвердилась у нас такая школа только к концу XVIII столетия." [2] Значительный вклад в развитие государственной системы образования внесла Екатерина II (годы жизни 1729-1796, годы царствования 1762-1796). Она автор многих образовательных проектов, часть из которых была в той или иной мере реализована. Наиболее значительные из них - организация учебных заведений для женщин (в частности учебное заведение в Смольном), учреждение "комиссии об устройстве народных училищ", в рамках которой разрабатывал и внедрял новую систему школьного образования специально приглашенный для этой цели серб Янкович де Миерво, разрабатывал содержание математического образования академик С.Е. Гурьев, работали другие интересные педагоги.

Однако и реформы Екатерины II не были поддержаны населением. В открываемые согласно проекту Янковича училища приходилось набирать учеников принудительно. Причин тому было несколько: отсутствие финансирования деятельности этих училищ, оторванность содержания обучения от насущных практических потребностей различных слоев общества, игнорирование традиций русского общества, методы обучения, требующие от ученика многократного повторения текста учебника и выучивание его содержания наизусть. "В прежние времена каждый ученик учился сам о себе ... Идеальным порядком в классе считалось, когда каждый зубрил свою часть предмета вслух, и учитель, уверенный, что все ученики заняты делом, сам мог заниматься своими делами." В училищах екатерининских времен заучивание шло иначе: "учитель читал вслух текст учебника, за ним читали то же самое ученики поочередно, затем все хором..." [15, с.279 ]

Итак, мы рассмотрели историю возникновения государственной системы образования. Этот краткий экскурс позволяет сделать заключение о том, что система образования на Руси в первый период существования была непосредственно вплетена в повседневную жизнь людей и потому любое осваиваемое знание имело для обучающихся личностный смысл. Содержание знаний в большей части составляли отношения между людьми, нормы поведения. Знания о природе, о сущности вещей, о мире также рассматривались как элементы знания о человеке, так как в загадках, сказках, былинах и других носителях знания в Древней Руси вещи зачастую явно или неявно очеловечивались. Таким образом можно сделать вывод: проблемы гуманитаризации образования в Древней Руси не было. Образование и по содержанию, и по формам его получения было гуманитарным, чего нельзя сказать об образовании в государственных, прежде всего в светских школах более позднего периода. Тем не менее, опыт работы этих школ и педагогические размышления и труды многих и многих выдающихся людей того времени являются важными источниками не только информации о тенденциях становления и развития педагогической науки в целом, но и носителями сведений об истоках и путях реализации проблемы гуманитаризации образования. Назову некоторых авторов и работы XVIII века.

Илья Федорович Копиевский (1651 - 1714) по поручению Петра I издал учебные пособия "Краткое и полезное руковедение в арифметику" и "Введение краткое во всякую историю." Первое пособие было издано несколько раньше "Арифметики" Магницкого. Широкого распространения оно не получило, но оказало определенное влияние на последующие учебные пособия.

Л.Ф. Магницкий (1669 - 1739) — автор знаменитой "Арифметики", выдержавшей десятки изданий, служившей учебником на протяжении нескольких десятков лет.