История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике, страница 2

В школах Древней Руси обучали молитвам, грамоте, счету. Значительное место отводилось религиозному обучению и воспитанию. П.Н. Милюков пишет: "Кажется, ни по одному вопросу нашей внутренней истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросу о роли школы и образования в Древней Руси... Одни признают Древнюю Русь чуть не поголовно безграмотной, другие готовы считать распространение грамотности обязательным и повсеместным."

[ 15, с12].

Период с ХIV по ХVII век — это период появления первых, собственно педагогических сочинений, период начала книгопечатания и издания первых учебных книг. Главное внимание авторы педагогических книг уделяли воспитанию учащихся, нравственной стороне их развития.

В этот же период появились и первые светские учебные книги. Далеко вперед шагнуло обучение грамоте. Математическое образование осуществлялось, как можно понять из приведенных в Антологии педагогической мысли Древней Руси текстов, [1] через "Азбуковники" — книги, в которых в алфавитном порядке давались сведения из разных областей знания, в том числе и из математики. А в ХVI веке появились первые учебные книги по арифметике.

Из приведенных в Антологии [1] выдержек из исторических памятников следует, что на Руси были знакомы с работами древнегреческих философов. Более того, их изучение было основным содержанием обучения в некоторых учебных заведениях ХVII века.

Чем более развивается общество и система образования, тем более истончаются непосредственные связи между гуманитарными целями образования и содержанием знания, между гуманитарными (и гуманными) целями и — методами и приемами обучения. Развитие хозяйственной жизни требует от учащихся усвоения все большего и большего количества знаний, смысл которых далеко не всегда доносится до детей, а чаще всего не осознается и учителями. Вероятно поэтому основную ставку в обучении делают на запоминание, на усвоение образцов поведения и деятельности. Это утверждение справедливо даже по отношению к подготовке учителей. Так, например, "Школьное благочиние" (XVII век) своеобразные методические рекомендации учителю, построены для лучшего запоминания в алфавитном порядке. В школах активно использовались наказания детей, в том числе и физические. И хотя педагогические сочинения того времени изобилуют обращениями к духовной стороне обучаемых и воспитуемых, обучение в школе чаще всего не соответствовало ни гуманистическим идеям, ни идеям гуманитаризации.

Тем не менее, "Поучения Владимира Мономаха", "Учение им же ведати человеку числа всех лет" Кирика Новгородца, "Изборник 1076 года", "Благословение от благовещенского попа Сильвестра ..." и многие другие исторические документы говорят о том, что проблемы образования рассматривались в теснейшей связи с проблемами воспитания.

Значительное движение вперед в развитии педагогических воззрений на Руси произошло в связи с началом книгопечатания, которое способствовало появлению множества учебных книг. Многое для этого сделал сам основоположник книгопечатания Иван Федоров.

В допетровский период развитие образования происходило как через самообразование, так и через систему частных и церковных учебных заведений. Знания, входящие в содержание образования этого периода, по мнению П.Н. Милюкова, были заимствованы либо из Византии еще со времен крещения Руси, либо из средневековой Европы. Не имея возможности ни подтвердить ни опровергнуть это мнение, отметим, что развитию образования в России способствовали работы многих и многих, известных и неизвестных авторов.

Государственная система образования на Руси начинается с реформ Петра Первого. Причем основной причиной открытия школ была потребность в специалистах. "Не только воспитание, но и образование не входило в число задач петровской школы. Новая математическая школа ставила целью не умственное развитие, а приобретение необходимых технических навыков. Лишь поневоле, постольку, поскольку для технической выучки все-таки необходимы были некоторые элементарные знания, — школа приобрела до некоторой степени общеобразовательный характер." [15]

Таким образом, первые государственные школы не были предназначены для образования. Частные, семейные школы, семейное обучение также не всегда способствовали образованию. (Вспомним хотя бы Цыфиркина и Вральмана из знаменитой комедии Д.И. Фонвизина.)

Петровские реформы положили начало развития государственной системы образования. Характерной чертой этой системы в ХVIII веке было то, что она насаждалась сверху почти при полном отсутствии потребности в ней у населения. Так, во всех работах по истории образования отмечается нежелание родителей отдавать своих детей в государственные образовательные учреждения. Чтобы принудить, например, детей из духовного сословия посещать навигацкие школы, которые в период царствования Петра открывались во многих уголках России, Петр 1 издал даже указ, согласно которому "отроки" не могли жениться, не имея справки об окончании "цифирной" школы.