История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике, страница 5

[ 17]. Деятельность же Вольного общества была прекращена после восстания декабристов.

В.А. Жуковский в "Плане учения" высказывается вполне в современном духе о том, что "цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели." [ 3, с.120 ]Содержание обучения при этом он определил так: "Учение образует для добродетели, знакомя питомца: 1) с тем, что окружает его; 2) с тем, что он есть; 3) c тем, что он должен быть как существо нравственное; 4) с тем, для чего он предназначен, как существо бессмертное." [ 3, с.133 ] Изучение знаний любой области В.А. Жуковский считает необходимым строить как поиск ответов на поставленные четыре вопроса. Он считал, что учитель знает ответы на эти вопросы, и его задача, ознакомить детей с ними, полагая, что эта цель вполне достижима в первый период обучения (от 8 до 13 лет). Однако такие ответы может дать себе только сам человек причем вряд ли можно ответить на них окончательно. Поэтому важен не сам ответ, а прежде всего стремление к его поиску.

Познакомившись с перечнем учебных предметов и с "методой" преподавания, которые предлагает В.А. Жуковский, можно подумать, что это учебные программы какой-либо современной школы или гимназии, избравшей гуманитаризацию и гуманизацию образования ключевой педагогической идеей. Поистине, всякое новое — это давно забытое старое! Написан этот "Учебный план" был в 1826 году, т.е. 170 лет назад. В "Постановлении о Царскосельском лицее" В.А. Жуковский и относительно способа учения дает вполне современные советы: "Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтоб не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие." [   3, с.212 ]

Гуманитарная направленность образования в различных учебных заведениях пропагандируется и утверждается и в работах других выдающихся педагогов и общественных деятелей первой половины XIX века: А.П. Куницына, П.И. Пестеля, Н.И. Лобачевского. И.В. Киреевский высказал опасение перед, говоря сегодняшними терминами, технократическим подходом к образованию: "...даже и техническая образованность теряет свою пользу, когда она не соединяется с устроением других пружин, очищающих и сохраняющих нравственность." [ 3, с.120  ] Правда, в роли "пружин, очищающих и сохраняющих нравственность" Киреевский полагал только религию. И.М. Ястребцов, решая проблему "Чему учить?" говорил, что в "систему учения должны входить только наиполезнейшие" сведения "относительно: 1)себя или личности; 2) Отечества; 3) человечества и 4) также относительно их самих собственно как орудий." [  3, с.232   ]

Популярны были в России XIX в. и идеи развивающего обучения И.Г. Песталоцци. Их реализацией можно считать учебные книги для начальной школы П.С. Гурьева, Е.О. Гугеля, В.Ф. Одоевского (Лозунг последнего: "Школа для человека, а не человек для школы." крайне актуален и сегодня.), К.Д. Ушинского и др.

XIX в. — век постановки вопроса о соотношении так называемого формального и неформального образования. Под формальным образованием понималось образование через изучение всего того, что само по себе не имеет практического применения, но развивает учащегося, прежде всего его умственные способности. В неформальном образовании главное значение придавалось знаниям практического характера, знаниям, которые могли быть употреблены воспитанниками непосредственно. Значительное число педагогов и общественных деятелей склонялись к тому, что система образования должна прежде всего предоставлять учащимся возможность развить познавательные способности: "Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него [ 3, с.212 ] "Обучение должно быть таково, чтобы ученик приобрел... возможность сам идти вперед, когда время учения кончится." [  3, с.380  ]

Работы Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.И. Водовозова и многих других обосновывали приоритет гуманитарного знания, приоритет ребенка в образовательном процессе, рассматривали изучение различных наук не как самоцель, а как средство самопознания. Однако в этот период появились и противники гуманитарной направленности педагогического процесса, гуманитарной направленности образования. Вызвано это было бурным развитием естествознания, набиравшим силу сциентизмом. Очень ярко и эмоционально выразил эту точку зрения Д.И. Писарев: "До сих пор в наших школах изучали преимущественно человека и его духовные произведения, а теперь надобно изучать природу. Это единственное средство выйти из области догадок и предположений, фраз и возгласов, красивых теорий и бессмысленного зубрения. Это единственное средство ввести учеников в область точного знания, добросовестного исследования и живого мышления... изучение человека и его гражданской жизни недоступно гимназистам... Одного этого обстоятельства уже достаточно, чтобы навсегда отложить попечение о так называемом гуманном образовании; об этом образовании не стоит жалеть; оно кажется удовлетворительным только тогда, когда нет лучшего; оно считалось хорошим тогда, когда естественные науки были в колыбели... существует потому, что крепка наша рутина, велико наше невежество [  4, с.140 ] Следует отметить, что двадцатый век с лихвой выполнил пожелание Д.И. Писарева, и результаты этого выполнения поставили само существование человечества под вопрос.