История возникновения проблемы гуманитаризации образования в отечественной педагогике, страница 4

В.Н. Татищев ("О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах"), Д.С. Аничков ("Теоретическая и практическая арифметика", "Слово о ... понятиях человеческих"), И.И. Бецкой ("О способе и причине обучения питомцев арифметике и географии"), Ф.И. Янкович де Миерво ("Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи", "Руководство к арифметике"), Н.Г. Курганов ("Генеральная арифметика", "Письмовник"), Н.И. Новиков ("О сократическом способе учения"), А.А. Прокопович-Антонский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.Ф. Бестужев и многие другие знаменитые и не очень известные авторы создавали основы той системы образования, которая функционирует до сегодняшнего дня, меняя время от времени те или иные компоненты.

В работах педагогов XVIII века прослеживается признание авторами главенствующей целью образовательной системы — нравственное воспитание учащихся. Российским педагогам этого времени были хорошо знакомы работы прогрессивных мыслителей Западной Европы: Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), Дж. Локка (1632 - 1704), Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), И.Г. Песталоцци (1746 - 1827), гуманистические идеи которых не потеряли своего значения и сейчас. Педагогическая мысль России опиралась и на работы древних греков. "Сократический способ обучения" (Н.И. Новиков) на современном языке вполне можно было бы назвать "диалоговой формой обучения", формой, которая обеспечивает "субъектность" учащегося, т.е. ставит ученика в позицию субъекта обучения, дает возможность сформировать собственный взгляд на обсуждаемый вопрос, понять мнение другого. (Эта форма обучения более детально рассмотрена в одной из следующих глав.)

Еще одно суждение можно высказать по поводу педагогических работ XVIII века, по крайней мере тех, которые попали в поле нашего зрения. Авторы этих работ в большей своей части не ставят и не решают вопрос: "Чему учить?" Этот вопрос в большинстве считается как бы уже решенным. Для начальной школы, т.е. приходских школ, народных училищ — учить нужно грамоте, знанию молитв (Закона Божьего), счету: "Учить арифметике так, чтобы могли, по крайней мере, счислять, сколько меновщику надобно ..." [  3 ] Речь идет здесь лишь о предметных знаниях, так как вопрос о знаниях этических норм, правил поведения, качеств характера и т. п. был основным в работах педагогов XVIII века. Казалось бы, что можно сделать вывод о несомненной гуманитарной направленности системы образования XVIII века в России. Однако такой вывод правомерен лишь по отношению к системе педагогических взглядов большинства педагогов-теоретиков, которые как бы не замечали противоречий между практикой обучения и этих взглядов: в практике основным средством освоения знаний было заучивание, зачастую заучивание наизусть учебного материала, содержание которого определялось взрослыми исходя из потребностей взрослой жизни и потому не обретало для детей личностного смысла. Конечно же, и здесь были исключения.

Чрезвычайно продуктивным для педагогической науки России был XIX век. Связано это прежде всего с ускорением экономического и социально-политического развития России, с началом зарождения и бурного развития промышленности, с началом вхождения России в эпоху индустриализации. В этот период становится актуальным вопрос "Чему учить?", не снимается с повестки и вопрос "Как учить?" П.Н. Милюков так характеризует отличие XVIII века от XIX в отношении образования: "До сих пор мы тоже наблюдали борьбу [между властью и общественностью - С.Ц.] из-за школы: но целью этой борьбы было по возможности уклониться от пользования школой. Эта цель и в XIX в. не сразу исчезает, — но уже с самого начала XIX в. она дополняется другою: борьбою за и против идей, которые неизбежно несло с собой образование." [  15, с.236 ]

В XIX в. было четыре радикальных реформы высшей и средней школы и пять реформ начальной. Реформы отражали колебания государственной политики относительно образования — от демократической до реакционной. В этот период окончательно утвердилось классно-урочное обучение, постепенно выделилось классическое и реальное образование. Сложные отношения связывали школу с религией. Каждая из реформ увеличивала или уменьшала влияние духовенства и религии на школу, в особенности, начальную. В школах XIX в. расширилось число учебных предметов, в особенности естественно-научного направления. В этот же период со всей остротой встала проблема содержания образования, получаемого детьми в школьном обучении: увеличение объема знаний приводило к тому, что дети не в состоянии были их усвоить, уменьшение же объема не обеспечивало требуемый обществу уровень подготовленности выпускников разных ступеней школ к выполнению надлежащих им социальных ролей.

Обозначим ряд педагогических идей XIX в., которые имеют отношение к решаемой нами проблеме.

Английскими педагогами А.Беллом (1753 - 1832) и Дж. Ланкастером (1778 - 1838) разработана система взаимообучения в начальной школе. Согласно мнению этих педагогов дети гораздо успешнее обучают друг друга, чем это может сделать взрослый учитель. Поэтому учитель лишь помогает более старшим и знающим детям вести занятия с другими учащимися. "Члены "Союза благоденствия" Ф.П. Глинка и Ф.Н. Толстой основали Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения. Позднее в состав общества вошли С.П. Трубецкой, И.Г. Бурцев, Н.М. Муравьев, В.К. Кюхельбекер и другие декабристы." [ 15 ] Они открывали училища, школы, издавали таблицы, с помощью которых велось обучение грамоте. Все обучение в этих училищах и школах велось "в духе осознания ими [учащимися -С.Ц.] человеческого достоинства и чувства свободы." (Там же.) Отметим, что в настоящее время психологами доказано, что формирование умения учиться, формирование учебной деятельности обязательно проходит (должно проходить) этап обучения другого.