Предмет и структура медицинской психологии. Нарушения внимания. Расстройство самосознания. Расстройство личности, страница 9

21. Бихевиоризм – с английского «поведение». Возникло в США и ему предшествовали опыты *** и др., которые были широко распространены в США (над живыми опытами). Его последователь Уотсон (1878-1958гг.) стал распространять этот опыт на человека. Статья Уотсона «4 стороны зрения бихевиориста», опубликованы в 1913 г. и положило начало бихевиоризму.

Уотсон в противовес интроспектальной психологии как науки о создании предметом психологии, провозглашает поведение, изучение его объективным путем, с целью служения практики.

Поведение у них реакция R в ответ на внешний стимул S. Понятие поведения трактовалось очень широко, и они приходят к выводу, что нет наследственных форм поведения, а есть практическое поведение как результат обучения, и Уотсон верил во всесилие обучения. Поэтому навык и научение становится главной научной проблемой обучения. Он описал процесс выработки человека, построил кривую научения, на примере обучения стрельбы из лука.

В середине 20-хгг. Бихевиоризм  получил широкое распространение. В США, но в тоже время доисследований становится ясно, что исключение психики приводит к неадекватной трактовки поведения – возник необихевиоризм.

22. основу заложил Толмен из США. В книге целевое поведение животных и человека 1932г он показал, что экспериментальное наблюдение над поведением животных не соответствуют Уотсонскому пониманию поведения по схеме   S     R. По Томену поведение –это целостный акт (малярный), который характеризуется собственными свойствами: 1)направленностью на человека; 2)понятливостью; 3)пластичностью, что выражается в готовности выбора средств, веддущих к цели более коротким путем. Все это свидетельствование к стремлению Толмена совместить бихевиоризм с митальт психологии и психоанализом Фрейда. Убежденные в сложности процесса поведения Толмен различал 3 вида: 1) независимая переменная; (первоначальная причина поведения: стимулы и исходные психологические состояния организма); 2) способности, т.е видовые средства организма – наследственные; 3) вмешивающиеся внутренние переменные: цели, мотивы и познавательные процессы.

Толмен сделал вмешивающиеся перемены предметом собственных экспериментальных наблюдений, исследований. В ходе исследований пришел к выводу, что поведения предваряют своего рода ожидания, предположения и познания (когнативные) карты – это образ знакомого пространственного окружения. В дальнейшем гештальт психологии – зами было обосновано положение, что психические образы служат регулятором действия. Второй представитель необихевиоризма был Халл.

Значительный вклад в развитие необихевиоризма внес американский ученый Кларк Хаил. Собственные экспансивные решения начал с проблемы изучения животных. В отличие от Уотсона он  рассматривал схему S---организм-- R и основной детерминантой поведения он считал потребность, которую вызывает активность организма и поведения. Объединение отдельных двигательных актов в целостный поведенческий акт способствуют антиципирующие реакции на раздражения, а так же способность предвидеть события (интуиция), как подготовка к реакции.

23.Скиннер 1904- 1990гг. как и Уотсон выдвинул в качестве предмета исследования- поведение, сохранил 2-х членную схему его анализа, но изучал только его двигательную сторону – реакцию.

Скиннер вначале экспериментировал с животными, которые помещались в закрытой клетке (ящик Скиннера) и при нажатии рычага в клетке животным давалась пища. На основе этого эксперимента он сформулировал закон приобретения: сила оперантного поведения возрастает если по если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом. В дальнейшем эти  идеи были перенесены на человека и так возник вариант программируемого обучения, учебный материал разделялся на определенные порции, доступные для учащихся, контролировался после усвоения и каждый последующий шаг подкреплялся. Позже преподавателями использовались технические средства обучения. Скиннер разработал обучающую машину.

21. Гештальтпсихология.

1)  Причины появления и ее предшественники.

2)  Основные идеи гештальт психологии Вертгеймера.

3)  Работы Келлера и Ковка.