Предмет и структура медицинской психологии. Нарушения внимания. Расстройство самосознания. Расстройство личности, страница 17

2. (с латинского «гумание» - человеческая). Возникла в середине 20в., когда общее направление американской психологии определялось доминированием  бихевиоризма и психоанализом, их обвиняли в не  гуманизации человека – человек как робот; как  невротике бедная я которого разрывается различными комплексами: эксцентричности, агрессивности. Гуманная психология провозгласила себя третьей силой. В 1961г.был основан журнал «Гуманная психология», создана ассоциация за гуманную психологию. Затем с 1964г. конференции по гуманной психологии. Лидирующими  фигурами выступали – Маскоу, Роднерг, РолаМэй, и Оппорт. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности в конце 30-х г.г. Оппорта и других психологов личностных конструктов Келли и других. Возникновение гуманной психологии совпало с появлением с контр культурой хиппи как общественное явление в 60-х гг. В гуманной психологии акцент делали на индивидах как центральной ценности в ее самораскрытии, в соответствии с лозунгом «Давайте жить неформально в ударении на здесь и теперь». Они провозглашали ироничность, неразумность в пользу интуиции, симпатии. В целом не гуманная психология обращается к проблемам творчества, самости, самоактулизации, психического здоровья и т.д. В дальнейшем в центре – вопросы практического применения в рамках психотерапии, консультирования, образования. Гуманная психология получила широкое распространение благодаря практическому применению.

Карл Рождерс (1902 –1987гг.). разработал теорию функционирующей творческой личности известную под названием « клиент центрированной терапии», - эта психология оказывает помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственная жизни людей в условиях современной культуры. Родился в США, родители очень набожные, уделяли большое внимание воспитанию детей, 4-ый ребенок из 6-ти. У него не было социальной жизни вне дома. Жил в мире фантазий. Его основная работа- клиент, центрированная теория; М, 1997г. – он ввел термин  эмпатия (сопереживание) – придав ему статус феноменального (личного) понятия, ввел так же понятие конгруэнтность – равное гармоническое общение. Он считал, что ортодоксальность путь к истине не оставляет место для свободного творчества. Рождерс в своей работе 1951г., теория центрированная на клиенте, он утверждал, что 1) психотерапевт должен обращаться с обратившимся к нему человеком как с клиентом, а не как с пациентом; 2)психолог призван сосредотачиваться не на проблеме клиента, а на его личности с тем, чтобы пробудить в нем потребность в самоактуализации; 3) суть личности заключается в ее самостоятельности, т.е. уникальности частного опыта и  личностного смысла.

3. Одним из влиятельных направлений овл –ся логотер-я (смысл жизни, бытия). Франкл (1905 – 1994гг). австрийский психолог. Явился основателем 3-ей  Венской школы психиатрии; 1-ая основана Фрейдом; 2-ая Адлером; а Франкл был их участником. Логотер – я отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения, т.е. борьба за смысл жизни являлся основной движущей силой человека, поэтому Франкл говорил о стремлении к смыслу жизни в противовес принципу удовольствия Фрейда, и стремления к власти Адлера. Основная книга -  2Поиск смысла жизни в логотерапии». Во время войны сидел в концлагере Асвенцем и Дохау выжил. По нему человеку необходимо обнаружить смысл своего существования, ибо поиск смысла являлся подленным  проводником человеческого бытия. Смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, а в основном обращаясь к окружающему миру. Человеческое существование не есть само актуализация, а есть по Франклу самотранстенденция, то есть выход в другое, в отличие от соматических, психических, детерминант, существования. Смысл достигается путем: 1) деятельности творчества; 2) заботы о других людях, в любви к людям- ценности переживания; 3) путем выработки позиции по отношению к различным жизненным ситуациям - назвал ценности отношения.

Он считал недостаточный для ответа на вопрос: Зачем жить? Быть человеком, он, считал, значит быть направленным на нечто иное чем он сам, т.е. быть открытым миру смыслов. Если личность утрачивает волю к смыслу, у нее возникает так называемый зкзастенциальный вакуум, в виде чувства тоски, апатии, опустощенности.