Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке

Страницы работы

Содержание работы

II ГЛАВА

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

2.1.

Методология исследования конкурентной среды на товарных рынках

2.2.

Определение конкурентных позиций предприятия на основе исследования поведения потребителей

2.3.

Типы конкурентного взаимодействия предприятий

2.4.

Методические основы анализа конкурентной среды на товарном рынке



2.1. Методология исследования

конкурентной среды на товарных рынках

Товарный рынок как объект анализа формируется под воздействием многообразных с факторов. Часть из них вытекает из природы рынка как такового, их действие обычно измеряется с помощью косвенных показателей. Другая группа факторов определяется конкретными характеристиками каждого локального товарного рынка и чаще всего поддается непосредственному измерению и прогнозированию.

Одной из важных тенденций в экономической политике стало явное повышение внимания органов государственного управления к проблемам состояния отдельных рынков России. Эта тенденция была обусловлена отсутствием видимых конечных результатов реформ (экономического роста, повышения доходов населения и т.д.). Отражением данной тенденции стала разработка Концепции промышленной политики (1996 г.), Концепции реформирования предприятий (1997-1998 гг.), Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков (1998 г.), которые были утверждены различными постановлениями Правительства РФ.

Начиная с 1994 г. Госкомстатом России при участии Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) организовало систематическое наблюдение за состоянием товарных рынков в форме специальных ежеквартальных обследований. Данные о результатах исследования товарных рынков России были опубликованы в серии статей в журнале «Вопросы статистики» в 1997-1998 годах[1]. Необходимость учета зарубежного опыта рыночных исследований явилось предпосылкой для совместного международного проекта «Разработка методологии, состава показателей и системы наблюдения за состоянием конкурентной среды на товарных рынках», инициированного Госкомстатом России при поддержке Евростата [150 ].

Вместе с тем результаты первых выборочных исследований товарных рынков России в условиях становления рыночных отношений свидетельствует о необходимости совершенствования общей методологии изучения товарных рынков.

Общая схема оценки состояния и развития товарных рынков, как это предлагается в литературе по анализу экономики [24], включает  следующие блоки: рыночная ситуация (конъюнктура), цены, движение товарной массы, рыночная инфраструктура и эффективность рыночной деятельности. Особое место в этой схеме занимает потенциал рынка как прогнозная (расчетная) совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.

Перспективность товарного рынка может быть определена как разница между его емкостью и объемом рыночного спроса. В каждый конкретный момент величина спроса и емкость рынка являются функциями нескольких факторов: структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. Многофакторность зависимостей делает оценку спроса и потенциала рынка довольно сложными процедурами.

Величины спроса и объема рынка в перспективе зависят от объема и структуры текущего реального спроса, которые можно представить в виде общего количества конкретной продукции, покупаемой по определенной цене на определенном рынке за конкретный период. При прогнозировании спроса необходимо выявить степень воздействия ключевых рыночных факторов, определяющих его динамику. Прогноз спроса с помощью таких наиболее распространенных методов как нормативный, статистико-экстраполяционный и метод экспертных оценок или на основе их сочетания позволяет выявить влияние различных демографических факторов (численности населения, уровня рождаемости, возрастного состава и географического распределения населения) а также покупательской способности (уровня доходов населения, суммы сбережений населения, уровня образования и др.) на состояние спроса и его динамику.

Можно привести достаточно много примеров статистических расчетов функций спроса. К значительным работам в этом направлении относятся работы Генри Шульца для США и Канады, Ричарда Стоуна для Англии, Германа Волда для Швеции, Герхарда Тинтнера для Германии [251]. Имеются и другие более поздние исследования по проблемам прогнозирования спроса. Развитие методологии исследования спроса получило и в трудах российских ученых И. К. Белявского [243] и Н. Д. Ильенковой [103]. Разработка отдельных информационных маркетинговых систем также направлена на формирование моделей спроса. Так величину спроса на i-ый товар Si(t)  в натуральном выражении в период t предлагается вычислять по формуле [285]:

Похожие материалы

Информация о работе