Взаимодействие субъектов товарного рынка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала. Поэтому именно структура отрасли, а не ее масштаб, быстрота роста или новизна технологии (как отмечается многими авторами), является наиболее надежным индикатором ее привлекательности.

Для успешного функционирования предприятия должны не только реагировать на изменения структуры отрасли, но и выбрать свою позицию в пределах отраслевого рынка. Это означает формирование подхода предприятия к конкуренции в целом. Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество, которое зависит от двух основных факторов: более низких издержек и дифференциации товаров.

Низкие издержки данной фирмы по сравнению с конкурентами обеспечивают большую прибыль. Дифференциация позволяет обеспечить покупателей товарами большей ценности за счет особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что позволяет устанавливать высокие цены, определяя тем самым также большую прибыль. Таким образом, конкурентное преимущество любого типа обеспечивает более высокую производительность: предприятие с низкой себестоимостью продукции производит данную стоимость с меньшими затратами, чем конкуренты; у предприятия с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции выше, чем у конкурентов.

Конкурентное преимущество может быть достигнуто одновременно и на основе и более низких издержек и дифференциации. Однако это более сложная задача, т.к. улучшение потребительских свойств приводит к удорожанию товара. Здесь необходимо решать комплекс конструкторских, технологических и организационных задач (например, на основе использования методики функционально-стоимостного анализа).

Конкурентные позиции предприятия в отрасли определяются и сферой конкуренции, т.е. набором разновидностей товаров предприятия, каналами сбыта продукции, кругом обслуживаемых покупателей. Поскольку в разных секторах рынка необходимы различные стратегии, соответственно конкурентные преимущества в разных секторах рынка тоже различны.

Вид конкурентного преимущества и сферы, в которых оно достигается, объединено М. Портером в понятие типовых стратегий. Такие типичные стратегии представлены на рисунке 1.2.

В основе концепции типовых стратегий положена идея о том, что каждая из них основана на конкурентном преимуществе и чтобы добиться его предприятие должно выработать свою стратегию.

Выбранная стратегия определит способ, с помощью которого целесообразно выполнять отдельные виды деятельности, что связано с отраслевыми особенностями предприятия. Но обоснование видов деятельности еще недостаточно для формирования прочных конкурентных позиций, необходимо учесть и систему взаимосвязи различных видов деятельности, а также – зависимость различных субъектов рынка.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

СФЕРА  КОНКУРЕНЦИИ

Меньшие издержки

Дифференциация

Широкая цель

Лидерство за счет

экономии на издержках

Дифференциация

Узкая цель

Сосредоточение

на издержках

Сфокусированная

дифференциация

Рисунок 1.2 - Типовые стратегии конкуренции (матрица Портера)

Для выявления типов конкурентного преимущества необходимо исследовать возможности появления новых способов конкуренции. Такие способы обычно появляются из «разрывов» или изменений в структуре отрасли. М. Портер выделяет следующие типичные причины изменений за счет новаций, дающих конкурентное преимущество:

1.  Новые технологии, обеспечивающие новые возможности для разработки товаров, новых способов маркетинга, производства

Похожие материалы

Информация о работе