Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 18

8. Определение типа конкурентного взаимодействия агентов регионального рынка в диапазоне: конфронтация – соперничество –  соревновательная конкуренция – кооперация (сотрудничество).

Выделение групп конкурентов в зависимости от типа их взаимодействия на региональном товарном рынке основано на сопоставлении темпов роста результирующего экономического показателя (объема реализации - Кр) и темпов роста экономического потенциала предприятий (Кп).

Кр ;      Кп  ,

(2.29)

где Pj.k, Pj.k+1 – объемы реализации j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно; Пэ.j.k, Пэ.j.k+1 – экономические потенциалы j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно.

Результаты по формулам 2.29 необходимо внести в таблицу 2.15.

Таблица 2.15 – Соотношение темпов роста объемов реализации

и экономических потенциалов конкурентов

Предприятия

1

i

n

Кр1

Крi

Крn

Предприятия

1

Кп1

..

j

Кпj

Крi

Кпj

n

Кпn

Для выделения групп конкурентного взаимодействия участников товарного рынка, необходимо полученные в таблице 2.15 значения соотношений темпов роста объема реализации и экономических потенциалов по каждой паре конкурентов товарного рынка, сгруппировать по критериям соотношения темпов роста анализируемых показателей (таблица 2.16).

В зависимости от того, как будут распределены предприятия в таблице 2.16, можно сделать вывод о преобладающем типе конкурентного взаимодействия на товарном рынке. При преобладании предприятий, находящихся в состоянии конфликта – «конфронтация», «соперничество» органам административного территориального управления следует более детально проанализировать деятельность этих предприятий по таким направлениям: уровень использования производственных мощностей; каналы товародвижения; ценовая политика.

Таблица 2.16 – Группировка предприятий по типам

конкурентного взаимодействия

Тип конкурентного

взаимодействия

Параметры группы

Перечень предприятий

Конфронтация

Кр  < 1; Кп < 1

1.

2.

Соперничество

Кр  1; Кп  1

1.

2.

Соревновательная конкуренция, в том числе:

Кр  1; Кп < 1

1.

2.

партнерская конкуренция

Кр > 1; Кп < 1

Кооперация (сотрудничество

Кр > 1; Кп  1

1.

2.

..

Таким образом, решение вопроса о целесообразности административного воздействия на субъекты регионального рынка зависит от достигнутого диапазона «жесткости-мягкости» во взаимоотношениях участников товарного рынка (конфронтация – соперничество - соревновательная конкуренция – кооперация): пресекать развитие конфронтации, стимулировать развитие партнерской конкуренции.



[1] Авдашева С.Б., Поповская Е.В. Методология проведения опросов в рамках выборочных обследований товарных рынков в переходной экономике» // Вопросы статистики, 1997, № 4; Авдашева С.Б., Поповская Е.В. Основные факторы состояния и развития  рынка автомобильного бензина в России // Вопросы статистики, 1997, № 5 и др.