Теоретико-методологические основы анализа конкурентной среды и конкурентного взаимодействия предприятий на товарном рынке, страница 14

изменение объема реализации, в том числе и изменение собственного экономического потенциала i-го предприятия. С целью нивелирования влияния этого фактора необходимо модифицировать формулу 2.13  следующим образом

,                                               (2.14)

где - прирост объема реализации i-го предприятия, вызванный воздействием изменением потенциалов конкурентов.

                     (2.15)

где - рост объема реализации, вызванный воздействием собственного экономического потенциала i-го предприятия.

Изучение зависимости динамики объема реализации i–го предприятия от изменения совокупного экономического потенциала конкурентов для регионального рынка цельномолочной продукции показало, что существует довольно высокая теснота связи между ними (рисунок 2.6).

Если предприятие имеет прирост объема реализованной продукции, то отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности (к) для i-го предприятия свидетельствует о том, что оно успешно использует ниши, освобождаемые конкурентами.


Рис.2.6


Если коэффициент эластичности предприятия меньше нуля, и объем реализации также уменьшился, то это говорит о том, что предприятие предпринимает недостаточно усилий при сопротивлении атакам конкурентов или попросту не оказывает им противодействия.

Если значения коэффициента эластичности близки к нулю, то это означает, что изменение объема продаж предприятия очень слабо зависят от изменения потенциала конкурентов. Основное влияние на объем продаж в этом случае оказывает изменение собственного потенциала предприятия. Поэтому имеет смысл обратить внимание руководства предприятия не только на экстенсивное развитие, но и на работу в области использования освобождающихся ниш сбыта. В случае, когда коэффициент приблизительно равен нулю у большого количества предприятий, разброс значений также мал, а объемы продаж растут, то можно сделать вывод о ненасыщенности рынка данного продукта. В случае же падения объемов продаж такие показатели говорят о том, что товар, скорее всего, находится на стадии вывода с рынка.

При положительных значениях коэффициента эластичности в случае увеличения объема продаж предприятия рыночная ситуация характеризуется тем, что предприятию удается превосходить конкурентов на развивающемся рынке; при уменьшающемся объеме продаж можно говорить о


том, что рынок товара переживает спад и предприятию имеет смысл задуматься о смене рыночного сегмента или даже об уходе с данного рынка.

Анализ влияния совокупного экономического потенциала конкурентов на результаты продаж цельномолочной продукции каждым предприятием на тульском региональном рынке цельномолочной продукции при использовании в качестве оценочного критерия модифицированного коэффициента перекрестной эластичности () позволил выделить три типичные зоны (рисунок 2.7).


Рис.2.7


Для того, чтобы выделить группы конкурентов определенного товарного рынка необходимо сопоставить темпы роста результирующего экономического показателя (объема реализации - Кр) и темпы роста экономического потенциала предприятий (Кп).

Кр ,

(2.16)

Кп  ,

(2.17)

где Qj.k, Qj.k+1 – объемы реализации j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно; Пэ.j.k, Пэ.j.k+1 – экономические потенциалы j-го предприятия в предыдущем и последующем периодах соответственно.

По характеру распределения участников конкретного товарного рынка можно сделать вывод о преобладающем типе конкурентного взаимодействия агентов исследуемого товарного рынка:

1)  Кр  < 1; Кп < 1 – преобладает конфронтация агентов рынка;

2)  Кр  1; Кп  1 – преобладающим типом взаимодействия агентов рынка является соперничество. В случае, если Кр= 1; Кп =1 – характер взаимодействия нейтрален.

3)  Кр  1; Кп < 1 – преобладающим типом взаимодействия агентов рынка является соревновательная конкуренция. В том числе, если

Кр > 1; Кп < 1 – преобладает партнерская конкуренция;

4)  Кр > 1; Кп  1 - преобладающим типом взаимодействия агентов            рынка является сотрудничество.