Особенности технологического маркетинга. Технология как товар. Отличия технологии от обычных товаров. Маркетинг при продаже технологий, страница 9

Наиболее распространенными формами передачи технологии по лицензии являются следующие.

1. Предполагается создать совместное предприятие по производству товаров с применением новой технологии. Фирма-разработчик обязуется в качестве взноса в совместную фирму предоставить соответствующую технологию, принадлежащие ей патенты, товарные знаки, "ноу-хау", налаживать по ней производство, включая техническую помощь по проектированию новых производственных площадей и мощностей, обучать персонал, а также оказывать управленческие и иные услуги. Организация совместной фирмы оформляется в соответствии с этим рядом основных и дополнительных соглашений. Особо оговариваются доли сторон в капитале создаваемой фирмы, порядок распределения прибылей и другие принципиальные вопросы ее деятельности.

2. Продается лицензия на право применения новой технологии. При этом продавец лицензии обязуется поставлять исходное сырье, полуфабрикаты, основные технологические линии и узлы, запчасти, оказывать техническую помощь в изготовлении предмета лицензии, обучать персонал. По мере того как лицензиат осваивает производство по лицензии при техническом содействии лицензиара, последний постепенно сокращает свои поставки полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей. Такая форма приобретения лицензии выгодна для покупателя тем, что он может на базе поставок лицензиара быстро приступить к производству продукции на основе данной лицензии и в перспективе освободиться от этих закупок. Лицензиар, в свою очередь, получает возможность в течение длительного времени экспортировать в страну лицензиата полуфабрикаты и комплектующие изделия.

3. Предоставляется лицензия с оказанием содействия в сбыте изготовленной по ней продукции через сбытовую сеть лицензиара в третьих странах.

4. Продается лицензия с частичной или полной оплатой ее стоимости поставками произведенных по лицензии изделий.

5. Продается лицензия с паушальной (разовой) оплатой ее стоимости в денежной форме без предоставления каких-либо услуг по освоению технологии (в международной практике встречается довольно редко из-за нежелания покупателя приобретать технологию на данных условиях).

В пакете может предлагаться одна из выше перечисленных форм или набор альтернативных вариантов, одинаково приемлемых для лицензиара. Помимо сути предложения в пакете желательно предложить потенциальному покупателю следующие материалы:

- прогноз по рынку товара, который будет изготовляться на базе продаваемой технологии (в основу этого прогноза кладутся проводимые фирмой регулярные исследования рынка, однако, в тексте, подготавливаемом для рассылки, упор делается на те рыночные факторы, которые свидетельствуют в пользу приобретения технологии);

- оценка конкурентоспособности данной технологии в сравнении с аналогичными альтернативными технологиями;

- необходимый минимум технической документации, не раскрывающий сути данной технологии, но дающий представление о ее достоинствах;

- технико-экономическое обоснование рентабельности применения данной технологии, максимально убедительное по форме и содержанию;

- перечень данных, указывающих на правовой статус технологии (имеется в наличии: пакет патентов, патент, зарегистрированный товарный знак, заявки на получение этих документов; без защиты);

- перечень возможного комплекса услуг по освоению технологии, предоставляемой продавцом, в случае ее приобретения;

- предлагаемая модель цены за лицензию и ориентировочные размеры оплаты;

- перечень ограничений в использовании данной технологии;

- примерный макет предлагаемого лицензионного контракта.

Наряду с полным перечнем этих материалов готовится и короткое рекламное письмо, в котором отражено основное содержание этих материалов.

Основными способами доведения этих материалов до потенциальных покупателей являются:

- прямая почтовая рассылка («директ мэйл»);

- личные визиты представителей фирмы к потенциальным покупателям (личные продажи);

- комбинация двух перечисленных методов коммуникации.