Планирование и организация эксперимента, курс лекций, страница 4

2.  Планирование МФЭ одновременно варьирует многими факторами, в отличии от традиционной однофакторной системы измерения факторов по одному, которая не эффективна при изучении систем с многофакторными взаимодействиями. Таким образом, в МФЭ получают принципиально новую информацию о взаимодействии факторов, причем точность оценивания влияния факторов и их взаимодействий тем выше, чем больше факторов включено в эксперимент.

3.  Реализуется при МФЭ четкая рациональная стратегия последовательного экспериментирования. Опыты ставятся небольшими сериями, результаты которых анализируются для оптимального планирования следующих серий. При этом, основные усилия тратятся на определение направления движения к области наилучших режимов и вариантов, а не на детальное исследование начальных (не лучших) областей режимов. Таким образом, разумно распределяются имеющиеся ресурсы, и в значительной степени формируется деятельность экспериментатора. Результаты опытов представляются в компактной стандартной форме в виде математической модели, количественной зависимости выходных показателей от исследуемых факторов. Такие модели удобны для публикации результатов и их хранения, архивирования, сопоставления с результатами других исследователей или результатов, полученных в другое время.

Классификация задач и методов МФЭ.

Не существует единого метода планирования эксперимента, а есть некоторая методологическая концепция, определяющая ряд методов. Применение того или иного метода обусловлено постановкой задачи и теми возможностями, которые есть в распоряжении исследователя. Все разнообразие типовых задач МФЭ, возникающих на практике удобно классифицировать в следующие 6 групп:

1.  Задачи сравнительного эксперимента, решаемые с помощью планов и алгоритмов дисперсионного анализа.

2.  Задачи элиминирующего эксперимента, решаемые с помощью комбинированных планов (латинских и частотных конфигураций).

Цель сравнительного эксперимента – сравнение двух и более вариантов с максимальной точностью. Цель элиминирующего эксперимента – проведение сравнения указанных вариантов или построение многофакторной модели с одновременным исключением (элиминированием) влияния “мешающих” факторов, снижающих точность интересующих сравнений или точность исследуемой многофакторной модели.