Теория познания диалектического материализма, страница 7

2ая роль практики в процессе познания – практика исходный пункт познания, это значит, что все научные проблемы имеют исходный маршрут в процессе практической деятельности людей. В процессе производства обязательно возникает противоречие между уровнем развития производства и уровнем развития наук – это противоречие является двигателем развития познания.

Практика – это заключительный пункт познания. Все результаты познавательной деятельности людей имеют свое завершение в практике.

Если бы результаты познания не завешались в практике в той или иной форме, то познавательная деятельность людей не имела бы смысл.

Методы научного познания.

1.  Определение метода

Нельзя взять истину голыми руками.

Любая деятельность требует владения методом.

Что такое метод?

Методы в науке возникали, совершенствовались по мере возникновения и совершенствования научных теорий, потому что любая научная теория несет в себе функцию метода.

Только теория может нас научить как думать, как действовать в определенной области действительности.

Классическая механика – есть метод, как необходимо думать и действовать, когда объект исследования не подлежит деформации. Изучая теорию, мы одновременно овладеваем и методом практической и мыслительной деятельности в определенной области действительности. Любая теория обязательно и необходимо несет в себе функцию метода.

Роль практики в процессе познания

Познание возникает на основе и для удовлетворения практической деятельности человека. Практика – это чувственно материальное и общественно политическая деятельность людей, направленная на изменение явлений, процессов, предметов окружающей действительности. Главными составляющими практики являются:

1)  Производство материальных благ

2)  В практику входят такие формы общественной деятельности людей, которые ведут к изменению общества – классовая борьба, национально-освободительное движение, революции, войны и т.д.

3)  Деятельность людей в области народного образования, здравоохранения

4)  Научный эксперимент

Любая теория – это научное обобщение практики.

Функции практики:

1.  Практика служит основой нашего познания.

2.  Практика – это движущая сила процесса познания.

3.  Практика – цель нашего познания.

4.  Практика – это критерий истины.

5.  На основе практики развиваются все научные теории. Притом развиваются общественные науки на основе практики

6.  Наука превратилась в непосредственную силу общества

Агностики ссылались на то, что нет надежного критерия наших знаний, и различные философы по-разному решают вопрос о критерии истины. Декарт считал, что критерием истины является ясность мысли. Фейербах считал, что критерием истины является чувственность. Богданов считал, что критерием нашим знанием является обще значимость. Дьюи считает, что критерием наших знаний является полезность. Диалектический материализм показал, что критерием истины является практика, что именно с помощью практики мы можем оправдать или опровергнуть ту или иную мысль. Практика стоит выше чувственного познания и выше абстрактного мышления, потому что она объединяет в себе достоинства и того и другого, ибо с одной стороны в практике человек определяет свои знания и теории, а с другой стороны практика – это чувственно материальная деятельность людей. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна практика потому, что все, что доказала практика становится объективной истиной, а относительна она потому, что на каждом данном историческом этапе своего развития не всегда может подтвердить или опровергнуть существующие теоретические положении.

Методы научного познания

Все наше познание можно подразделить на теоретический уровень и эмпирический (опыт). В каждой отдельной науке применяются специальные методы. Методом познания называется совокупность определенных требований или приемов, соблюдаемых в процессе познания той или иной области действительности. Все познавательные процессы и все виды практической деятельности упорядочены. Все они регулируются определенными обобщенными принципами.