Теория познания диалектического материализма, страница 11

Диалектика, как учение о развитии связях.

Определение развития и связи

Развитие – это есть движение от низшего к высшему, от простого к сложному. (самое общее определение развития)

Как всякое общее определение оно дает очень мало, поэтому необходимо определить основные черты развития.

Движение и развитие

Движение – понятие более широкое, чем развитие, потому что движение это есть всякое любое изменение вообще.

Развитие – это частный случай движения, поэтому развитие понятие более узкое, чем движение, потому что развитие – это непременно движение от низшего к высшему

Единство движение и развития

Единство движения и развития заключается в том, что развитие происходит, только как совокупный результат многих движений. Развитие – это равнодействующая многих движений, поэтому вне движений и помимо движений никакого развития быть не может. В результате многих движений, изменений в системе накапливаются необратимые изменения, и система переходит на новый более высокий этап развития, существования.

Вторая особенность развития – необратимость. Она означает, что развивающаяся система никогда не вернется в исходное состояние. Если бы развивающаяся система возвращалась в исходное состояние, то никакого развития бы не было, ничего нового не возникала.

Третья особенность процесса развития – закономерность. Это значит, что развитие происходит, совершается по определенным законам. Если бы развитие не было бы закономерным, то познать развитие было бы невозможно, поэтому закномерность есть третья основная черта процесса развития.

Направленность – особенность процесса развития, если бы развитие было бы не направленным, оно было бы хаотичным, катастрофическим, поэтому что разные фазы развития, разные ступени уничтожали бы друг другу, препятствовали и никакого бы развития не существовало – четвертая черта.

Пятая черта – временная характеристика. Она означает, что развитие может происходить, совершаться только во времени, но ход времени и ход развития абсолютно не совпадают, потому что в каждой системе бывают периоды, когда развития нет, когда ничего нового не возникает, а время все равно течет, находится в движении. Вот поэтому в античные времена в сфере античной философии развития не знали, потому что время мыслилось только как цикл. А в замкнутом цикле все только повторяется и ничего нового быть не может. Средневековые богословы выдвинули линейную концепцию, поэтому Гегель имел возможность соединить эти концепции и получилась СПИРАЛЬ

Развитие обязательно предполагает стабильность вновь образованной системы. Если в системе происходят только изменения, то процесс развития отсутствует.

Рассуждая о развитии, мы в неявном виде поставили очень важный вопрос: «А что есть критерий развития?». В общем виде отвечаем так – критерием развития является уровень сложности связей. Чем сложнее связи объекта, многообразнее связи объекта, тем на более высоком уровне находится объект.

Связь – это такое отношение, когда изменение одного процесса обязательно, необходимо влечет за собой изменение другого процесса. В неживой природе действуют простейшие физико-химические связи и поэтому они легко фиксируются, они шаблонны и повторяемы. В соответствии с этим науки о неживой природе наиболее развиты. В живой природе связи более сложные, потому что эти связи менее повторяемы, а потому и более трудно фиксируются. Соответственно науки о живой природе менее развиты, чем науки о неживой природе. Самые сложные и многообразные связи породили общество. Каждый из нас опутан целой паутиной связей. Общественные связи наиболее трудно фиксируются, потому что они совершенно не шаблонны, не постоянны, поэтому науки об обществе менее развиты, чем науки о живой и неживой природе.

Диалектика объективная и диалектика субъективная.

Объективная диалектика функционирует в объективном мире, т.е. в природе. Субъективная диалектика функционирует в мышлении человека, в его познании. Поэтому существуют два ряда законов:

1)  Законы объективного мира

2)  Законы познания объективного мира.

Эти оба ряда законов тождественны по содержанию, но различны по форме. Почему законы познания мира тождественны по содержанию, потому что в познавательном процессе повторяется вся история развития бытия. Истрия развития бытия сводится к трем основным этапам.