Теория познания диалектического материализма, страница 12

Неживая природа

Предмет познания – объективен.

Живая природа (чувственность)

Чувство – основа (первый этап) познания.

Общество

Процесс познания повторяет основные этапы развития бытия.

1.  Неживая природа возникает объективно. Отражается это так, что предмет познания существует объективно.

2.  Живая природа породила такую форму отражения, как чувственность. Чувство познания – это первый этап познания

3.  Общество породило высшую форму отражения действительности. Проникновение в сущность у человека реализуется только в

В бытие и познании функционируют одинаковые законы, поэтому законы бытия и познания тождественны по содержанию. А все потому, что человеческое познания – процесс мыслительный (происходит только в голове человека).

Различия по форме бытия и познания:

1.  Познание человека фиксируется в понятиях, законах и категориях. Поэтому форма понятий, законов и категорий зависит не только от внешнего мира, но и от наших физиологических особенностей. Т.е. на объективное содержание накладываются наши физиологические особенности.

2.  Человеческое познание - это процесс огрубления и упрощения внешнего мира. И одновременно преодоление этого огрубления и упрощения. Ничего подобного в природе нет и быть не может.

3.  В познании двигаются понятия, идеальные образы вещей.

Поэтому существует особый раздел диалектики – диалектика познания (диалектическая логика). Единство формальной и диалектической логики заключается в том, что они изучают один и тот же процесс – процесс мышления. Но различие заключается в том, что формальная логика рассматривает мир в застывшем состоянии и исследует, как одна готовая мысль вытекает из другой. Элементарная математика – королева формальной логики. Формальная логика имеет собственные законы:

1.  Закон тождества, если А=В, а В=С, то А=С.

2.  Закон противоречия, если А=В, а В≠С, то А≠С.

3.  Закон исключенного третьего, либо А=В, либо А≠В.

Диалектическая логика рассматривает мир в развитии и исследует каким образом из ощущений и восприятий возникают понятия. Противопоставлять формальную и диалектическую логику нельзя и невозможно, потому что прежде чем изучить систему в движении ее нужно изучить в неподвижном состоянии. Диалектически мыслящий естествоиспытатель должен исповедовать три основных принципа подхода:

1)  Наше познание отражает вне нас существующий мир

2)  Окружающий мир и наше познание находится в вечном движении и развитии

3)  Законы познания и внешнего мира имеют свою специфику

Законы и категории диалектики. Отражение диалектики объективного мира.

Развитие и всеобщая связь фиксируется философией в системе законов и категорий. Закон – это есть внутренняя сущностная тенденция движения и развития бытия. Основные черты закона:

1.  Объективность. Она означает, что закон действует, функционирует независимо от того осознан он или нет.

2.  Закон выражает только необходимость процесса, явления и отвлекается от всего несущественного, случайного. По выражению Гегеля – закон есть отражение

3.  Закон он схематизирует действительность. Закон лишает действительность ее своеобразия (чувственных красок), закон отражает сущность процесса, явления.

4.  В законе используется идеализированные объекты, которых в действительности нет и быть не может. Поэтому закон не может отразить специфику явления во всем его многообразии

Закон и закономерность это не одно и тоже. Закономерность понятие более широкое, нежели закон, потому что закон выражает только одну сторону объекта, а закономерность выражает специфику объекта и включает в себя много законов.

Законы классифицируются по степени общества.

Законы частные, которые действуют в конкретной очерченной области действия . Наиболее яркое выражение частные законы имеют законы Ньютона, потому что они действуют для тел больших масс и больших тел.

Законы общие. Они действуют в ряде областей действительности. Яркий пример общих законов имеет

Всеобщие законы. Они действуют во всех сферах бытия – природе, обществе, мышлении. И если частными и общими законами занимаются естественные науки