Теория познания диалектического материализма, страница 2

2)  абсолютизация субъективных моментов процесса познания, а также анатомофизиологических и исторический факторов.

В процессе критики агностицизма следует помнить:

1.  существуют вещи независимо от нашего сознания, ощущения вне нас

2.  никакой принципиальной разницы между явлением и «вещи в себе» нет и быть не может. Различие есть только между тем, что познано и что еще не познано.

3.  В теории познания, как и во всех других науках, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым, неизменным нашим сознанием, а разбирать каким образом из незнания является знанием, неточное знание является точным.

Теория познания обязана диалектическому материализму:

1)  диалектический материализм ввел в учения познания учение о практике

2)  применил к теории познания материалистическую диалектику и поэтому диалектический материализм познает не только первичность материи, но и ее принципиальную познаваемость. Он утверждает, что ущущения, восприятия, представления вызываются материальными объектами и отражают последнее т.е. являются их копиями, образами в нашем сознании.

Знание не существует в голове человека изначально, они – это результат практической деятельности людей и приобретаются на протяжении всей нашей жизни. Именно процесс получения знаний является познание. Человек является субъектом познания, но только как общественное существо, которое находится в определенных связях с себе подобными. Т.е. вне общества нет человека, а, следовательно, нет субъекта познания.

Уровень процесса познания определяется, во-первых, общественными условиями и возможностями.

Категории материалистической диалектики.

Парные (соотносительные) категории.

Каждая наука имеет свои категории. Философские категории отличаются от категорий частных специальных наук. Философские категории отражают всеобщие явления, связи.

Частные категории ограничиваются рамкой, то философские категории действуют и в природе и в мышлении и в обществе.

Учения Канта по категориям:

·  Каждая философская категория по Канту объединяет множество более узких понятий и это приводит в порядок все знания о мире. Все наши обыденные понятия это результат контакта людей с вещами в материальном мире, т.е. результат опыта. Поэтому все понятия являются знанием о явлениях, предметах и процессах материального мира.

·  Сталкиваясь с неизвестным нам явлением, мы начинаем искать его причину: что в нем случайно, что необходимо.

·  Никакой контакт/опыт не осуществляется без использования этих понятий (причина, следствие, необходимость)

·  Мы заранее уверены, что в явлении есть случайное и необходимое, следовательно, понятиями причины и следствия, да и вообще всеми философскими категориями мы обладаем до вступления в контакт с предметами, притом до всякого опыта, и философские категории не образуются после опыта как его результат. Они имеются у нас в голове до какого-либо опыта, они являются предварительным условием опыта; поскольку категории в отличие от понятий содержатся до всякого опыта, то в них нет никакого знания о материальном мире. Только в уме человека мыслятся философские категории, значит, все категории – это результат деятельности нашего ума и они не зависят от материального мира, а мышление не зависит от материи. Исходя из этого, Кант утверждал, что категории не возникают, а извечно существуют в головах людей.

Число категорий и их смысл всегда остается неизменным. Их всего 12.

Т.к. необходимость противоположно случайности, то эти философские категории абсолютно несовместимы.

Многократно вступая в контакт с явлениями, предметами мы не можем обойтись без использования обыденных понятий, мы с амии из опыта не выводили. Кроме первооткрывателей, которые на основе опыта создавшие предметы ни один человек не может похвастаться, что он вывел из опыта то или иное понятие. Т.е. люди делятся обыденными понятиями друг с другом.

После, мы опираясь на новые знания о мире уточняют, развивают эти понятия.

Применение людьми сегодня готовых понятий не является результатом их внеопытного происхождения, все они результат опыта людей. Есть доказательства, что философские категории опытно произошли (если бы мышление людей с момента их происхождения содержало бы все философские категории, то мы должны были обнаружить их в мышлении первобытного общества).