Теория познания диалектического материализма, страница 3

Если бы в уме всякого человека содержались категории до опыта, то они содержались мы в мышлении ребенка. Следовательно, философские категории вырастают из опыта людей на определенных этапах его развития, причем одни категории возникают раньше, другие – позже, следовательно, и число их меняется.

Промежуток времени для определения новой философской категории намного длиннее, чем для определения какого-либо частичного понятия.

Не только число категорий меняется, но и смысл, который мы вкладываем в то или иное понятие меняется.

Диалектический материализм доказал и утверждает, что все философские категории как и все обычные понятия извлечены из опыта людей и отражают окружающую действительность, но своеобразие предельно широких понятий в том, что они отражают черты, присущие всем являются и процессами действительности, отсюда важная познавательная функция философских категорий, они как ступенька для познавания мира. Диалектический материализм изучает философские категории, относящиеся к природе, человеку, обществу, сознанию.

Общие черты философских категорий:

1)  категории представляют собой абстракции, т.е. отвлечение от конкретного. Любое слово, любое понятие тоже является абстракцией. Философские категории являются предельно общими абстракциями по сравнению с частными (стол, стул…)

2)  Категории отражают действительность, только приблизительно, они субъективны, но объективны в целом.

3)  Если категории – общие понятия, за которыми стоят действительные объективные явления и процессы, то изучая философские категории, мы изучаем объективные явления и процессы.

4)  все философские категории являются также формами нашего логического мышления; все люди мыслят категориями, независимо имеет тот или иной человек понятие об этих категориях.

5)  Согласно диалектического материализма все философские категории тоже находятся между собой во взаимодействии, или свойственны переходы друг в друга. Следовательно, все философские категории стоит рассматривать как…

Философские категории – логическая система, в которой каждая категория занимает строго определенное место.

Функции философских категорий:

1.  онтологическая (учение о бытие) - заключается в том, что категории отражая свойства, связи окружающего мира дает нам определенное представление о действительности.

2.  методологическая – категории являются углублением наших знаний, и способствует движению нашего сознания от явления или сущности.

3.  гносеологическая – она выступает узловыми пунктами познания мира

4.  логическая – философские категории, как и законы диалектики, являются формами логического мышления и результатом наших познаний. Будучи понятиями, они являются средством выражения законов диалектики.

Особые значение имеют парные категории – в то время, как отдельные философские категории отражают всеобщие стороны окружающей действительности, существенные моменты процесса развития, то соотносительные парные категории, их взаимосвязь являются законами диалектики, но не основными, они конкретизируют основные законы диалектики. Единичное – это то, что отличает один объект от другого, что присуще только данному объекту.

Познание – отражение действительности в нашем сознании.

Активность субъекта:

1)  у нас есть сознание

2)  мы отражаем не все, что попадает в наше поле зрения, а только то, что нам необходимо

3)  люди ставят перед собой какие-то цели. Эти цели определяют круг объектов познания, направление развития познания, формы его осуществления

4)  Окружающий мир в каких-либо отношениях не устраивает людей. Мы воздействуем на окружающие объекты и изменяем их так, как нам необходимо. Т.о. мы этим изменением разделяем противоречия, которые существуют между нами и окружающим миром.

Диалектика процесса познания отражается, во-первых, в противоречии ограниченности наших знаний (обусловленное уровнем развития науки и практики) и безграничной сложностью и вечным изменением внешнего мира постоянно. Это противоречие постоянно разрешается новыми успехами науки, практики, но это противоречие никогда не исчерпает себя. Диалектика процесса познания, во-вторых, выражается в противоречии субъективной формы и объективным содержанием нашего познания. Т.е. наши ощущения, восприятия, понятия – это субъективные образ объективного мира. Эти образы являются продуктами мозговой деятельности человека, являются фатами нашего сознания. Но эти же образы в то же самое время и объективны: