Главный фактор управления. Влияние личных суждений на качество решений. Процедуры принятия решений, страница 8

Назначая цель деятельности и развертывая  ее  в  соответствующую    иерархию,  мы тем самым назначаем будущую операцию. Можно в той или иной форме построит модель операции, и оценить, необходимы ресурсы и возможные последствия в каждом курсе действий. Сопоставляя эти ресурсы для каждого курса действий и его по следствия, можно выбрать один наиболее подходящий или оптимальный по какому либо критерию. Для прогноза и моделирования ситуаций, решений, моделей, вариантов операции и расчета последствий каждого курса действий в современных условия; совершенно необходимо использование ЭВМ. В этом случае опять образуется человеко-машинная система, интеллектуально-творческие возможности, которой будут неизмеримо выше «безоружного» человека.

В связи с этим заметим, что, например, возможности современных так называемых эконометрических моделей позволяют буквально за несколько часов просчитать на несколько лет вперед последствия тех или иных решений в области экономики страны. Человеко-машинные системы целеобразования служат в то же время имитационными игровыми моделями, на которых принимающие решения имеют возможность обучаться искусству принятия решений. Ибо анализ ситуаций и умение формулировать цели и задачи — это область чисто человеческой деятельности, и здесь эти решения по соображениям ответственности нельзя поручать машине даже в далеком будущем, когда откроются такие возможности.

Проиллюстрируем схемы (на второй странице обложки) некоторыми примерами.

1.   Решение о способах использования отпуска. Установка или общее пожелание: провести отпуск в летние месяцы желательно с семьей (жена, сын, дочь) и о каком-либо туристическом режиме.

2.  Ситуация налицо — автомашина «Москвич-412» с изношенными колесами, сын, умеющий водить машину, но не имеющий прав. Жена, склоняющаяся к поездке в санаторий, и дочь — в дом отдыха. Дочь, возможно, уедет на студенческую стройку. Имеется также байдарка в совместном владении с приятелем. Из сопоставления общего положения с ситуацией вытекает несколько  курсов действий.

1.   Попытаться добыть путевки в дом отдыха себе и жене.

2.   Поехать в автопутешествие всем четырем.

3.  Совершить путешествие на байдарке с сыном, отправив жену и дочь в дом отдыха.

4.  Организовать пеший туристический поход для всех четырех,

Теперь следует проанализировать асе четыре курса действий, определить иерархию целей и задач, которые нужно будет предварительно решать, чтобы реализовать тот или иной вариант и рассчитать затраты по каждому из них. При оценке последствий нужно будет принять во внимание возможное недовольство членов семьи тем или иным решением.

Более серьезные примеры можно почерпнуть, например, из Великой Отечественной войны. Если обратиться к мемуарам и проанализировать, какпланировались, как определялись курсы действий (замыслы) той или иной крупной операции, то мы увидим, что рассуждали примерно так же, как в случае с отпуском.

ПРОЦЕДУРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Стремление повысить качество принимаемых решений, исключить грубые ошибки и влияния субъективно-эмоциональных факторов вызвало создание писаных и неписаных правил, процедур, регламентирующих поведение людей, которым приходится принимать решения, Оставляя в стороне политические и исторические аспекты этих правил и процедур, их связь с формами государственного управления и социальными системами, остановимся на нескольких частных случаях,

Как правило, в любом органе управления можно выделить малую группу (начальник и его заместители, коллегии в министерствах, члены военного совета в армейских штабах и т. п.), которая, собственно, и принимает решение, несет ответственность за их последствия и реализацию. Остальная часть аппарата управления имеет обычно иерархическую структуру, которая занимается на разных уровнях подготовкой решений, расчетами, связанными с планированием операций.

В разных условиях малые группы организованы по-разному. Они могут быть чисто коллегиальными, или организованы по принципу полного единоначалия, или иметь некоторые  промежуточные  формы.