Главный фактор управления. Влияние личных суждений на качество решений. Процедуры принятия решений, страница 6

    Фактор перестраховки. Стремление заранее застраховаться от возможных упреков и обвинений проявляется по-разному. Например, исполнитель (особенно при отсутствии других организаций, занимающихся аналогичными проблемами) часто отказывается выполнить вполне разумные требования заказчика. С другой стороны, представитель заказчика, желая оградить себя от упреков в плохом обеспечении интересов своей организации, предъявляет требования, невыполнимые при существующем уровне науки и техники.

    Половинчатые решения. Принимаются, как правило, в результате нежелания смотреть прямо в лицо неприятным факторам и обстоятельствам и в то же время из стремления показать, что что-то делается, и какие-то меры принимаются. Подобная ситуация возникает, например, в тех случаях, когда приходится принимать решения вида: открывать или не открывать работы в каком-либо научном направлении. Открытие работ требует крупных капиталовложений — значительного количества людских и материальных ресурсов, а конечный результат исследования в какой-то мере всегда проблематичен. Здесь принимающий решение встает перед неприятной альтернативой: выделить необходимые средства на исследования, рискуя получить отрицательный результат, или же не выделять никаких средств и тем самым подвергнуться обвинению в консерватизме и ретроградстве. Вот в этой-то ситуации и возникает искушение принять половинчатое решение: выделить ресурсы, явно недостаточные для проведения результативных исследований, но, однако, вполне достаточные, чтобы защититься от возможных обвинений. Половинчатые решения в некоторых случаях очень опасны, и мотивы, по которым они принимаются, обычно вытекают из подмены действительного состояния желаемым. Часто половинчатые решения смешиваются с компромиссными. Однако это неверно. Компромиссные решения — это решения, устраивающие две или более сторон с различными или противоположными интересами.

    Фактор эгоцентризма. Любая организация заинтересована иметь людей способных, энергичных и преданных делу. Но когда к этим качествам добавляется эгоцентризм, тогда это сочетание неизменно приводит к отрицательным результатам для общих целей организации. Проявляется эгоцентризм в агрессивном стремлении (которое очень трудно остановить) достичь какой-либо узкой, конкретной цели, носящей, как правило, личный характер. Это приводит к противоречию с общей целью организации, к нарушению ее общих интересов и целей других лиц, работающих в данной организации. Одним словом, эгоцентризм проявляется в стремлении во что бы то ни стало добиться своего, настоять на своем, независимо от ущерба, который принесет; это другим лицам и другим работам,

ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ВРЕДНЫХ СУЖДЕНИЙ И ЭМОЦИЙ

Наиболее обычный метод фильтрации — объективное и зрелое суждение (и соответственно решение) в следующей по уровню инстанции. Кроме этого, соблюдением ряда простых правил и систематической работой на всех уровнях можно существенно очистить личные суждения от вредных «примесей», связанных с эмоционально-субъективными факторами.

Первое, что здесь играет важную роль,— это ясная формулировка проблемы. Четкая постановка целей и формулирование задач. Нет ничего хуже, когда группа специалистов деятельно и с отдачей работает для достижения неверной или слишком узкой цели. Во избежание этого нужно с самого начала четко формулировать цели и задачи. Как будет видно дальше, это может оказаться делом сложным, а иногда и неприятным. Однако ясно, что смелая и открытая постановка проблемы всегда лучше неосознанной «тревоги» или подсознательного игнорирования сложных и неприятных аспектов, Кроме того, любая формулировка крупной проблемы или задачи требует периодически пересмотра в связи с появлением новых фактов и обстоятельств.

Второе — знание фактов. Это нужно всегда, но особенно при принятии решений в новых разработках больших систем и научных исследованиях, когда субъективные и эмоциональные факторы сказываются особенно часто.