Главный фактор управления. Влияние личных суждений на качество решений. Процедуры принятия решений, страница 7

Неправильное с точки зрения поставленной цели решение объясняется часто тем, что не все существенные факторы среды были приняты во внимание. Или же были проанализированы не все возможные исходы, возникающие в результате тех или иных решений. Подобное отсутствие полноты часто приводит к принятию собственного «абсолютного», как кажется его автору, варианта решения. Составив полный перечень всех существенных факторов, возможностей и исходов, имеющих смысл при решении проблемы, можно избежать подобных недочетов. Решение следует принимать после тщательного анализа свода всех подобных перечней.

Одно из самых труднодостижимых условий оптимальности процесса принятия решения — понимание всеми всех существенных сторон проблемы, Разработка больших систем и крупные научные исследования объединяют ученых и инженеров многих специальностей, не говоря уже о складе ума, характере и всем остальном. Поэтому так важно понимание всеми специалистами всех существенных сторон проблемы. Это создает предпосылки сознательного устранения ложных мотивов, основанных на субъективизме или эмоциях. Иногда, ссылаясь на специфику какого-либо вопроса, специалист заявляет о невозможности доступного и понятного для других изложения тех проблем, которыми он занимается. Это не более чем заблуждение. На самом же деле способность понятно излагать сложные и специфические вопросы означает, что они четко поставлены и сформулированы лицом, которое их решает. Безусловно, что понимание всех существенных сторон проблемы и четкая их формулировка создают надежный фильтр для субъективно-эмоциональных факторов,

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ.

Все рассуждения, которые до этого велись, предполагали, что цель управления поставлена и сомнений в правильности поставленной цели нет. Если цель поставлена, то далее возможно использование методов исследования операций. Однако всегда может возникнуть сомнение: являются ли цели, которые мы собрались достигать, и задачи, которые мы собрались решать, теми, какие нам действительно нужны? Проблема формулировки целей и задач — это также проблема принятия решений, но, пожалуй, решений более высокого ранга по сравнению с решениями о достижении поставленной цели. Проблема постановки целей и задач — назовем ее проблемой целеобразования — не привлекала до самого последнего времени внимания математиков, кибернетиков и специалистов по исследованию операций. И это несмотря на то, что проблема целеобразования — одна из важнейших проблем обучения в военных академиях всех стран и в появляющихся сейчас за рубежом школах бизнеса. Возможно, это произошло потому, что ставить цели и задачи всегда считалось искусством. Действительно, правильно поставить цели и задачи и себе и подчиненным из оценки сложившейся или мыслимой в будущем ситуации — это искусство. Не случайно в военных академиях и в школах бизнеса этому искусству обучают на ситуациях.

Любая сформулированная цель деятельности развертывается в соответствующую иерархию целей и задач. При этом в результате оценки ситуации может возникнуть несколько или альтернативных, или дополняющих друг друга целей, каждая из которых развертывается в свою иерархию. Назовем каждую иерархию курсом действий. Схема целеобразования, или образования возможных курсов действий, показана на верхнем рисунке нашей схемы.

Что необходимо для правильной формулировки целей деятельности?

Прежде всего, нужно иметь прогнозы ситуаций в области, где собираются формулировать цели деятельности. Эти прогнозы ситуаций называют иногда сценариями будущего. Решения о возможных целях принимаются на основе оценки будущей ситуации, а также доктрины (установки) о роли принимающего решения в будущей ситуации. Эта доктрина, или установка, может принимать форму общей цели, не имеющей пока достаточно четкой формулировки. Пусть в результате решения возникло несколько альтернативных вариантов целей деятельности и соответствующих курсов действий. Теперь нужно выбрать один из них. Как следует поступить?