Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 9

Имрий Лакатос. На развитие науки влияние оказывают научно-исследовательские программы. Значение конкретной программы, по мнению Лакатоса, можно оценить на основе так называемого прогрессивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессивный сдвиг – это и есть научная революция. В этом случае теоретический рост исследовательской программы опережает рост эмпирического материала. Т.е. можно объяснить известные и предсказать неизвестные на данный момент факты. Если теоретическая программа не успевает за фактами, то она регрессивна. Постепенно ее вытесняет другая, более динамичная программа. Таким образом постпозитивисты обосновывают относительность и развиваемость научных знаний.

3 Синергетика

В конце 20-го века получило развитие новое междисциплинарное направление. Синергетика – это наука о процессах самоорганизации в сложных природных и социальных системах. Согласно синергетике, если система является открытой и находится в неравновесном состоянии, то в ней возможны процессы самоорганизации. Они вызываются внутренними свойствами самой системы. Т.е. синергетика допускает возможность появления упорядоченных и организованных состояний из беспорядка (из хаоса). В новейших теориях хаос рассматривается уже не просто как состояние неупорядоченности, а как неупорядоченность со свойствами сложной организованности. Важное значение в синергетике имеет идея многовариантности и неопределенности развития. Его направление может зависеть от самых незначительных фактов. Но эти малозначительные факторы вызывают в дальнейшем значительные изменения. Широкое распространение получили фундаментальные понятия синергетики.

Русская философия.

Вопросы:

1 Общая хар-ка и становление русской философии

2 Русская философия нового времени.

3 Материалистическое направление русской философии.

4 Идеалистическое направление в русской философии

5 Русский космизм

1 Общая хар-ка и становление русской философии

Философия в России появилась в 10-11в.в. Это связано с тем, что Россия в 10в. приняла христианство из Византии. И философские труды, идеи тоже сначала заимствовались из Византии. Сочинения, написанные Византийскими авторами были религиозными, но содержавшими в себе философские мысли. Таким образом философия в тот период была религиозна. Рациональной культуры, наук в этот период еще не было. Позднее, начиная с 18 века, большое влияние стала оказывать западно-европейская философия (Кант, Гегель)

Особенности:

1 пристальное внимание к социальным и этическим проблемам и проблеме смысла жизни;

2 поиск новых путей развития философии и общества, стремление выработать модель совершенного общества;

3 стремление к синтезу различных идей, проблем и подходов.

Влияния оказали философы Византии: Василий великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Дамаскин. Последний из них дает 6 определений философии.

Во-первых, философия – постижение сущего,

второе, это познание божественных и … вещей.

3 помышление о смерти

4 уподобление Богу;

5 искусство искусств и наука наук

6 любовь к мудрости.

Известны также работы славянского мыслителя Кирилла. Особенностью его философии является этическая направленность. Все люди имеют равную возможность самосовершенствоваться. Человек находиться между ангелами и животными. От животных человека отличают разум и речь. А от ангелов злоба и похоть. К кому из них человек приближается больше зависит от него самого. Большое значение здесь придается философии. Философия дает человеку познание, указывает что есть истина и приближает к Богу.

Одним из первых собственно русских философов был митрополит Илларион. Сочинение «Слово о законе и благодати». Здесь он анализирует с христианских позиций понятия закон и благодать. Согласно ему закон, это узконациональная правовая норма. Закон погружен в быт и плодит завить и тяжбы. Закон ассоциируется с ветхим заветом. Благодать – это понятие противопоставляемое закону и ассоциируется с новым заветом. Илларион пишет, что новый завет несет благодать, т.е. спасение всему человечеству.

2 Русская философия нового времени.

Среди философов нового времени были Прокопович, Татищев и Радищев.

Феофан Прокопович

Отдельная особенность философии Прокоповича – деизм. Бог сотворил мир и установил законы. Они ограничивают его действия и он не вмешивается в природную жизнь. В теории познания Прокопович находился на позиции гностицизма. Средство познания мира – наука. В социально философском учении Прокопович вносит в общественную мысль понятие общая польза. Принцип общей пользы должен быть положен в основу регулирования отношения между государством и обществом и между различными классами и сословиями. Так же Прокопович отстаивал идею сильной монархической власти.

Василий Татищев

Философия для Татищева это наука наук. В ней сосредоточено все истинное знание. В своем учении о душе Татищев отвергает деление Платоном души на три части. Пишет, что душа нераздельна и вечна. С другой стороны Татищев связывает с душой процесс познания. Татищев – это один из первых русских философов, которые изучали познание. Развитие общества Татищев связывает с действием экономических факторов. С развитием науки и просвещения.  Лучшим государственным строем считал монархию.

Радищев.

В философской антропологии Радищев развивает учение о душе и указывает на взаимное влияние души и тела. Так же поднимает вопрос о бессмертии души. В социальной философии Радищев критикует монархический строй с моральной, экономической и политической точек зрения. Радищев первый среди русских философов нового времени выдвинул идею народной революции и республиканской формы правления. Радищев представлял себе общество будущего как свободное справедливое объединение людей, в котором отсутствует эксплуатация.