Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 3

Теория познания Парменида. В своей теории познания он приводит мысль о превосходстве разумного познания над чувственным. Парменид различает два вида познания. 1 – путь мнения, 2 – путь истины. 1 – это познание на основе информации, получаемой с помощью органов чувств. Путь истины – познание посредством разума. Только этот вид Познания согласно Пармениду приводит к достоверной истине.

Зенон.

Зенон написал более 40 парадоксов – апории. Это парадоксы направленные против движения. Наиболее известным парадоксом является Дихотомия. Также – Ахиллес и черепаха; летящая стрла.

Афинская школа.

Анаксагор.

Начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь. Эта смесь состояла из мельчайших частиц – гомеомерии. В какой то момент времени возникло быстрое движение этих частиц. В результате образовались более плотные скопления этих частиц и более разряженные. В центре мироздания собралось все плотное. Так образовалась Земля. Более разряженные частицы образовали воздушное пространство. Анаксагор считал, что мир окружен эфиром. Эфир вращается и отрывает камни, эти камни воспламеняются. Так образовались небесные светила. Т.е. солнце – это горящий камень. Вращение частиц происходило под воздействия космического разума – Нус – всесильная и всезнающая разумная субстанция.

3 Философское учение Демокрита.

Левкипп начал, а Демокрит развил.

Демокрит считал, что все существующее состоит из атомов и частиц. Атомы – неделимые частицы. Атомы соединяются и образуют вещи. Когда атомы разъединяются, разрушаются и вещи. Кроме атомов есть и пустота. Она должна обязательно существовать т.к. без нее не было бы возможности перемещения атомов. Атомы обладают свойством движения. Движение передается по средствам столкновения атомов. Но при этом он указывал, что первого импульса, положившего начало движению, никогда не было. При этом Демокрит считал, что сами атомы не содержат пустоты. Они совершенно плотные, непроницаемые и неизменные. Внутри атомов не происходит никаких движений. По внешнему виду атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными и др. Кроме этого Демокрит выдвинул метод о причинно следственной связи – в мире все взаимосвязано. Каждое явление, каждое действие имеет свою причину. Каждое следствие какой-то причины является причиной другого следствия. Демокрит отрицал случайность.

Теория познания Демокрита. В теории познания Демокрит выделяет два вида познания – темное и истинное. Темное – познание посредствам чувств. К темному познанию относятся зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Истинное – познание посредствам мысли. Только этот вид познание приводит к истине. Например атомы и пустота лежат за пределам чувственного познания и открыть их можно только в результате размышления.

Учение Демокрита о человеке. Демокрит понимал человека как материальное существо, как и весь живой мир. Согласно Демокрита человек отличается от животных тем, что он получил больше теплоты, т.к. материя из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывает в себя теплоту. У человека есть душа, которая, как и тело состоит из атомов. Душа все время обменивается своими атомами с окружающей средой через дыхание.  Выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него вырывается. При вдохе человек возвращает атомы души обратно. Источник слуха – сгущение воздуха.

4 Философское учение Сократа.

В центре его внимания находится проблема человека. Изучение природы, космоса, мироздания поиски первоначала мира Сократ считал бесполезным занятием. Таким образом Сократ резко меняет предмет философии с природы на человека. При этом Сократ рассматривал человека с этических позиций, как этическое существо. Учение Сократа получило название этический рационализм. С точки зрения Сократа добродетельными людей делает знание добра и зла. Добро – это следствие знаний. Делать добро можно лишь зная в чем оно состоит. Важным так же является вопрос о соотношении фил-фии Сократа с философией софистов. Сократ был учеником софистов, но сам он софистом не был. Софисты считали, что нет объективных норм, не существует объективных истин. А раз нет объективной истины, то можно считать истиной то, что тебе выгодно. Сократ напротив считал, что существует объективная истина. Люди могут иметь разное мнение, но истина от них не зависит.

Ирония и майевтика.

5 Философская система Платона.

Антология. Платон делил мир на материальный и идеальный. Мир вещей и мир идей. Идеи – это высшие сущности невидимые для человека. Они неизменны и вечны. Мир идей – это высший прекрасный истинный мир. Подлинное бытие. Согласно Платону существуют идеи разных видов. Есть идеи естественных и искусственных тел. Идеи четырех стихий. Идеи видов живых существ. Идеи действий, идеи эмоций и т.д. Высшей идеей является идея блага. Она источник истины гармонии, добра, справедливости. Идея блага подобна солнцу. То что в материальном мире является солнцем в идеальном – благо. Мир материи это лишь отблеск, тень мира идей. Материальный мир не истинный. Каждая вещь согласно Платону – это соединение идеи этой вещи и материи. Все идеи – идеи пользы. Болезнь – отсутствие идеи здоровья.

Теория познания Платона

Когда душа вселяется в тело, она забывает о мире идей. Процесс познания – это вспоминание душой идей. Платон выделял виды знаний:

1.  Совершенно достоверное знание – знание идей, которое получается до вселение души в тело.

2.  Знание, близкое к достоверному. Это знание чисел и основанных на них науках.

3.  Мнимое знание. Это эмпирическое опытное знание вещей чувственно воспринимаемого мира. Это знание опирается на чувственное восприятие в котором нет истины.

конец лекции

Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.