Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 10

3 Материалистическое направление русской философии.

Ломоносов.

Основоположник материалистического направления Михаил Ломоносов. Он признавал существования Бога, но отводил ему лишь функцию творца вселенной, т.е. был деистом. Материя – это то, из чего состоит тело и из чего состоит его сущность. Ломоносов отождествлял материю с веществом, которая состоит из элементов и корпускул. В материи он выделял два вида – собственная и посторонняя. Собственная – твердые, жидкие и газообразные тела. Посторонняя – эфир. Абсолютно пустого пространства не существует. Мир заполнен целиком и представляет из себя сочетание двух видов материи. Все изменения в мире связаны с изменением материи. Движение Ломоносов делит на внешнее и внутреннее. Внешнее – движение в макромире. Внутреннее – движение элементов. Ломоносов так же указывал, что материя вечна и неуничтожима.

Чернышевский

Согласно ему, существует только материя, которая имеет различные качества. Человек не имеет никакой другой природы, кроме органической, которую изучает медицина, физиология и химия. По мнению Чернышевского внутренние, внешние качества человека зависят от внешних условий.

4 Идеалистическое направление в русской философии

Соловьев

Соловьев пытался создать философию всеединства, где пытался систематизировать и обобщить достижения русских и зарубежных философских школ. Антологическая часть его учения. Исходная идея антологии Соловьева – это абсолют, который есть ничто и вместе с тем все. Абсолют порождает природный мир, т.е. бытие, через которое он познает сам себя. При этом в абсолюте выделяется два начала. Первое – абсолютное единство (само абсолютное или чистый дух), второе – первая материя, порождающая множество природных форм. Мир – это видоизменение абсолюта, где он развивается по восходящей линии от низших ступеней к высшим. Важное место занимает понятие София. София – символ вечной божественной мудрости. София – душа мира, которая выступает связующим звеном между высшим началом и его порождением. При этом божественное начало обретает себя в природном мире благодаря человеку. Человек может стать равным Богу путем духовного совершенствования. В социальной философии – учение «О свободной теократии», т.е. в едином общественном организме, в котором политика и экономика руководствуются и направляются идеями духовного сообщества. Для этого необходимо объединение всех христианских церквей и духовное примирение народов.

Толстой

Выдвинул идею создания нового религиозного философского учения, очищенного от религиозных догм и обрядов. Философскую опору своего учения Толстой находит в раннем христианстве в непосредственном учении Христа, а так же в восточных учениях. А именно в конфуцианстве, буддизме и даосизме. Важное место у Толстого занимает вопрос о смысле жизни. Толстой пришел к выводу, что рациональным путем невозможно найти смысл жизни. Только иррациональная вера снимает проблему смысла бытия. Учение Толстого отличается от традиционного православия.

Толстой воспринимает Христа не как Бога, которому надо молиться, а как духовного человека, утвердившего высшие этические заповеди, которым необходимо следовать. Главная заповедь состоит в любви людей друг к другу и в отрицании насилия. В том, что принцип ненасилия не всегда воплощается на практике виновата церковь, которая отошла от принципов нового завета. Толстой призывает обратиться к раннему христианству, непосредственно к тому, чему учил Христос, а не к толкованиям его учения, которые выдают священники.

5 Русский космизм

Вернадский

Учение о ноосфере.

Согласно Вернадскому биосфера – область земли, включающая в себя живое и костное вещество. Между живым и костным веществом идет материальный и энергетический обмен, состоящий в движении атомов. Биосфера по строению разнородна и доказательством этому является то, что в живом веществе процессы идут иначе чем в костном веществе. В живом веществе они идут в масштабе живого времени, в костном – в геологическом времени.

Главной заслугой Вернадского является разработка учения о ноосфере. Ноосфера – результат, преобразующий деятельности человека. Главным образом ноосфера – сфера общепланетного разума. Ноосфера постепенно формируется на нашей планете, благодаря разумной, преобразующей деятельности человека. Вернадский предполагал, что со временем границы ноосферы должны расшириться до космических масштабах. При этом Вернадский подчеркивал, что научно техническое развитие человечества должно соответствовать его нравственному развитию.

Циолковский

Материя существует по законам не только физического, но и психического мира. Согласно Циолковскому атом – это живая субстанция. Атом стремиться к совершенному состоянию. Комбинации атомов бывают совершенными и несовершенными. Основная причина несовершенства – самозарождение жизни. Другой путь распространения жизни – расселение. В будущем наступит разумное общественное устройство. Наступит объединение, прекратятся войны. Наука и техника будут быстро развиваться в следствии чего будет улучшаться быт человека. Человек сможет изменять состав атмосферы, широко эксплуатировать ресурсы океана. Климат можно будет изменять по желанию или надобности. Будет полный простор для развития общественных и индивидуальных качеств человека. Люди научаться создавать различные существа с разнообразными свойствами. Они смогут жить в разных атмосферах при разной тяжести. Одним будет нужна пища, а другие смогут существовать благодаря солнечным лучам. При этом появятся более совершенный тип организма, который будет существовать за счет солнечной энергии (как растение).