Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 7

Социально-философский аспект Марксизма. Важное место занимает проблема отчуждения. Маркс рассматривает проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность. Маркс выделяет несколько видов отчуждения, и главным видом отчуждения является экономическое или отчужденный труд. Он возникает в ситуации, когда один вынужден работать на другого. Причина – частная собственность. Процесс обратный отчуждению – это процесс присвоения человеком своей родовой сущности. Когда частная собственность устранена, труд становиться свободным, творческим, и превращается в средства саморазвития человека. Другая идея Маркса – это обоснование социально-практической сущности человека. Маркс отходит от метафизической позиции Фейербаха и рассматривает человека как существо деятельное. Человек преобразует природу и себя самого. В практической деятельности человека ведущая роль отводится производственной деятельности. Она определяет уровень развития и тип организации общества. Такие типы организации обществ Маркс называет общественно экономическими формациями. В общем виде организация общественно-экономических формаций слудующая:

- доклассовое общество;

- классовое общество;

- бесклассовое общество.

При более детальном подходе классификация выглядит следующим образом. Во-первых, Маркс выделял:

- первобытно-общинную формацию;

- рабовладельческую формацию;

- феодальную формацию;

- капиталистическая формация;

- коммунистическая формация.

Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы играют определяющую роль. Само понятие формация Маркс заимствовал из современного ему естествознания, в котором этим понятием обозначались определенные структуры связанные по разным признаком.

4 Экзистенциализм.

Это иррационалистическое направление философии. Возник в начале 20-го века в России, а, затем, в Германии и Франции, а позднее в других европейских странах. Общие концептуальные идеи следующие:

Подлинная реальность, заслуживающая внимание философии – это существование человека. Человек сначала существует (живет, мыслит, действует) и в процессе этого обретает свою сущность. Свою сущность как и цель жизни человек выбирает сам. Свою сущность, свою экзистенцию человек осознает в критических состояниях (пограничные ситуации).

Жизнь абсурдна и бессмысленна.

В экзестенционализме выделяется два направления:

- религиозное (Бердяев, Ясперс и др.);

- атеистическое (Сартр, Камю, Хайдеггер).

Карл Ясперс

Главная цель философии – помочь человеку понять себя и свое место в мире. Это достигается с помощью философской веры. С помощью рассудка, науки человек не может найти смысл жизни. Наука лишена ценностной ориентации и исключает многие важные проблемы. Познать свою сущность, свою экзистенцию человек может, находясь в кризисе, пограничной ситуации между жизнью и смертью. Важнейшим понятием философии Ясперса является так же коммуникация. Т.е. способность воспринимать экзистенцию других людей (духовное взаимопонимание между людьми). Большое внимание Ясперс выделяет изучению исторического процесса. Объяснению истории Ясперс относит религиозный характер. Человеческая история однажды имела свое начало и, однажды, она закончится. Историческое развитие управляется божественным провидением. Значительное место здесь Ясперс относит философской вере, которая должна сыграть свою роль в интеграции народов (примирение и объединение). Философская вера возникла в осевое время, когда в Греции, Индии, Китае формировались крупные учения, и происходило становление философии.

Философия Мартина Хайдеггера

Человек – главный объект философского познания. Надо познавать бытие, существование, экзистенцию человека. Он задавался вопросом что является главной характеристикой экзистенции человека, ответ – ее конечность. Неизбежная смерть – самый несомненный факт человеческого существования. Существование ограничено во времени. Поэтому понятие времени занимает важнейшее место в философии Хайдеггера. Его работа «Бытие и время». Но время для Хайдеггера, это не физическое, а психологическое явление. Человек переживает прошлое, настоящее и будущее в своем сознании. Поэтому все временные измерения тесно переплетены в сознании человека. Большинство людей, по его мнению, не замечают своего трагического существования. Люди находятся в ситуации, которую экзистенциалисты называют неподлинным существованием. Такое положение мешает людям понять их истинную экзистенцию, с ее неминуемым завершением, смертью, переходом в ничто.

Жан Поль Сартр

В своем творчестве он рассматривает понятие свободы, а так же сущность и существование. Свобода является для Сартра основной особенностью экзистенции. Человеку присуща свобода выбора действий, той или иной линии поведения. Свобода налагает на человека ответственность за свои поступки. Сартр считает, что никакие обстоятельства не могут помешать человеку сделать тот или иной выбор. По выражению Сартра человек обречен на свободу. Если человек не борется против зла, значит он добровольно с ним соглашается.

Пропустил пару строк

Т.е. никто не предписывает человеку его сущность. Человек творит себя сам и несет ответственность за свой выбор.

 Альберт Камю

В своем творчестве рассматривает проблему смысла жизни и в связи с ней поднимает проблему самоубийства. Задается вопросом, стоит ли жизнь труда быть прожитой. Жизнь абсурдна и бессмысленна, но она должна быть прожита. При этом он указывает, что не стоит этого доказывать.

И Камю и Сартр большое значение предавали пограничным ситуациям. Когда человек задумывается о смысле жизни и осмысливает свою подлинную экзистенцию. Таким образом мировоззрение экзестенционалистов апранизано пессимизмом. В центр философии они поставили личность призывали делать свободный выбор и нести за него ответственность