Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 6

1 Критика и отказ от классического рационализма.

2 Продолжение рационалистической традиции.

3 Синтез классической рациональной философии, различных научных и религиозных теорий на основе эзотерической (учение со скрытым смыслом) философии.

1 линия проявилась в возникновении таких направлений как философия жизни, экзенциализм, интуитивизм. В этих направлениях на первый план выходят различные иррациональные понятия и явления (интуиция, воля, жизнь смерть, страх, вина, бессознательное и т.д.)

2 линия проявилась в возникновении и развитии таких направлений как марксизм и позитивизм.

3 линия появилась в развитии таких направлении как агниёга, теософия и др.

2 Позитивизм.

Возник в середине 19 века. Основатель позитивизма Огюст Конт, который так же является основателем социологии как самостоятельной науки. Конт написал работу «Курс позитивной философии». Здесь он пишет, что необходимо радикально переосмыслить философию. Необходимо создать новую философию. Надо отказаться от решения вопросов с которыми имеет дело традиционная философия. Эти вопросы Конт называл метафизическими. Например в чем смысл жизни? Что есть мир в целом? Бессмертна ли душа? и т.д. Т.е. это такие проблемы, которые невозможно решить с помощью опытов, экспериментов, измерений и наблюдений. Конт отмечал, что эти вопросы пытаются решить в течении тысячелетий, но не могут, т.к. эти вопросы вообще решить нельзя. А раз их решить нельзя – значит от их решения надо отказаться. Новая философия не имеет дело с метафизическими проблемами. Эта философия принципиально отличается от традиционной.  Конт отмечал, что для полного целостного познания действительности недостаточно отдельных дисциплин. Необходимо находить связи между отдельными науками. Создать систему наук. Раскрывать связь отдельных наук и должна новая философия. Самые общие закономерности должна исследовать философия, а менее общие – более узкие научные дисциплины.

Социальные учения Конта.

В своем социальном учении Конт предлагает закон трех стадий развития общества. Первая стадия – теологическая. Здесь человек склонен все объяснять действием сверхъестественных сил 2-я метафизическая. На этой стадии создаются абстрактные философские теории. Мир объясняется на основе абстрактных идей. 3-я позитивная стадия. Здесь человек получает достоверные проверяемые знания о мире в основе которого лежит позитивный метод, т.е. эмпирическое исследование. Согласно Конту новое позитивное мировоззрение должно опираться на закон подчинения воображения наблюдению и на правильную классификацию наук. При этом, по мнению Конта, наука не должна изучать причины, не должна пытаться понять почему происходит то или иное явление. Наука должна отвечать на вопрос почему что-то происходит?, а как что-то происходит?. Т.е. должна не объяснять явления, а описывать их.

Классификация наук по Конту:

- астрономия;

- физика;

- химия;

- биология;

- социология.

Герберт Спенсер

Учение Спенсера это эволюционализм и органицизм. Эволюция для Спенсера – это универсальный процесс, объясняющий все изменения, как в природе так и в обществе. Спенсер выделил следующие виды эволюции. Неорганическая – развитие земли. Органическая эволюция – развитие живых организмов. Надорганическая эволюция – социальная, т.е. изменения и процессы в обществе. С принципом эволюционализма связан принцип органицизма, т.е. такой подход к анализу общественной жизни, который основывается на аналогии общества с биологическим организмом.

Спенсер выделяет следующие сходства общества и биологическим организмом. Общество как и биологический организм растет. По мере роста общества усложняется его структура. Усложнение структуры сопровождается разграничением функций. В обществе часть меньше зависит от целого. В обществе целое существует ради частей. В организме части существуют ради того, чтобы существовал весь организм.

Второй период развития позитивизма – эмпириокритицизм. Его представители: Рихард Авенариус, Эрнест Мах. Принцип экономии мышления и идея чисто описательной науки. Считали, что надо отказаться от деления реальности на объект и субъект. Познание – это познание субъектом самого себя. Т.е. своих ощущений. А через них и всего остального. Из этого следует, что все научные данные основаны на ощущениях. В этом случае понятие – это только обозначение совокупности ощущений. Таким образом, эмпириокритицисты находились на позициях субъективного идеализма. Идеал науки состоит в описательности, объяснительная часть исключалась. Позднее появляется неопозитивизм, где появляются его подразделения лингвистический и логический позитивизм, а так же пост позитивизм.

3 Марксизм

Основоположники марксизма являются немецкие философы Маркс и Энгельс. Предпосылками марксисткой философии явились немецкая классическая философия (прежде всего идеи Гегеля и Фейербаха), английские учения, французский утопический социализм (Фурье, Сенсимон), естественно научные открытия того времени. Опираясь на материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс создали диалектический материализм.

Считали, что материя первична к сознанию. Она существует вечно, и никем не создавалась. Она является единственной субстанцией. Сознание это свойство высоко организованной материи. Оно возникает на высших стадиях эволюции природы. Развитие природы человека и общества подчиняется законам диалектики. Природа в своем развитии проходит множество последовательных стадий. Высшая, из которых стадия разумной жизни. Таким образом, развитие человека объясняется естественными причинами.