Лекции о Священном Писании Нового Завета, страница 6

Но  самый главный критерий истины - свидетельство Церкви, свидетельство народа Божьего во Христе Иисусе и  в  Духе  Святом.

Кто мы такие, чтобы оценить писание и сказать, что оно Божественное? Но если мы твердо уверены - по непрерывной цепочке наших  предшественников, что данная книга вышла из рук одного из

Апостолов Христовых - этого для нас достаточно.

Та церковь, которая получила какое-то писание от  апостола, просвещенного Духом Святым, эта церковь перед всеми другими  свидетельствовала, что это действительно апостольское послание, что это писание того, кто был просвещен Духом Святым.

Можно говорить  об  этапах свидетельства Церкви о Божественном Писании. Первый этап: конец 1 - начало 2 века,  писания мужей апостольских, писания тех людей, которые жили непосредственно  после апостолов Христовых, были их учениками, сидели у их ног и слушали с благоговением, как Папий Иерапольский.  Как это удивительно, страшно и непостижимо - слышать живых апостолов.

Что мы знаем о тех, кто жил непосредственно после апостолов? Это несколько имен:  Игнатий Богоносец,  Климент Римский,

Варнава. Они жили на рубеже 1-2 века. Когда мы читаем писания, они не дают ссылок на источник, который цитируют,  не указывают, о ком говорят,  но мы видим, как звучат живые слова, которые мы читаем в Св.Писании.

Климент Римский цитирует Евангелие от Матфея,  Послания к

Римлянам, к Коринфянам,  к Евреям; св.Игнатий Богоносец, великий исповедник веры Христовой,  который был веден на  мучения, пишет к  Ефесянам,  которым писал и ап.Павел:  "Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтобы вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе6 в одних мыслях и все вы говорили одно".  И когда мы  это слышим, мы  вспоминаем  Первое  послание  к Коринфянам ( 22 0:10).

Дальше он пишет в том же послании:  "Если молитва двоих  имеет великую силу, то  4сколь 0ко сильнее молитва епископа и церкви 4". И

мы вспоминаем  Евангелие  от  Матфея  ( 218 0:19),  когда  апостол говорит, что,   по  словам  Господним,  "Если  двое  или  трое соберутся во имя  Мое  просить  что-то,  то  будет  им  по  их прошению". "Бог гордым противится",  - говорит слова апостола, которые тоже приводит апостол Иаков в  24  0главе,  6 стихе. В том же Послании к Ефесянам он пишет: "Апостол Павел во всем послании своем к вам (то есть к тем же Ефесянам - прим.лектора) поминает вас во Христе Иисусе,  и Господь для того  принял  ..., чтобы  облагоухать  Церковь нетлением",  - вспоминает он,  как

Евангелие от Матфея повествует нам о том, как грешница помазала миром главу Господа Иисуса.  "Где мудрый,  где совопросник, где хвастовство так называемых разумных" - и мы видим, что тут говорятся слова Первого послания к Коринфянам ап.Павла.

Есть упоминание уже в начале 1 века и о Евангелиях. Пишет послание к  Филадельфийцам св.Игнатий Богоносец:  "Я слышал от некоторых  слова: если не найду в древних писаниях, то не верю написанному в Евангелии". Это полемика с иудействующими. И уже здесь - ссылка на Евангелия: он пишет, что надо внимать пророкам, "особенно же Евангелию, в котором открыто  нам  страдание

Христа и совершенно ясно открыто Его воскресение".

Когда мы  читаем  других  мужей  апостольских  (например, послание Варнавы  76-го  года),  то и там мы видим указания на какие-то выдержки из Евангелия (Мф.   29 0:13): "Я пришел призвать не праведников,  но грешников к покаянию".  И  другое:  "Много званых,  но мало избранных" (это тоже из Евангелия от Матфея).

И,  что особенно интересно,  Варнава пишет перед этими  свидетельствами:  "Как написано".  То есть уже написанные Евангелия были в Церкви и люди ими руководствовались и видели слова Духа

Святаго и ссылались на них.

01.02.94.