Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 22

ЗАДАЧА 4

Рассчитать значение крутящего момента подводимого к ведущим полуосям автомобиля при следующих условиях: максимальный крутящий момент двигателя Меmax= 375 Нм; общее передаточное число трансмиссии на первой передаче – iтр1=47,095; КПД трансмиссии – ηтр=0,87; полная масса автомобиля – ma=11000 кг; масса, приходящаяся на заднюю ось составляет 0,67 от полной массы автомобиля; радиус качения rк=0,461 м; коэффициент блокировки дифференциала kб=0,05; коэффициент сцепления колеса с поверхностью дороги под левым колесо – φл=0,1, а под правым – φп=0,8. Определить крутящий момент, подведённый к корпусу дифференциала.

Решение:1. Определим вес, приходящийся на заднюю ось и колёса автомобиля. При этом введём допущение, что вес, приходящийся на заднюю ось, равномерно распределяется по колесам задней оси. Тогда

Gk=0,67·mag/2=0,67·11000·9,81/2=36149,85 Н

2. Так как при заданных условиях момент, подведённый к полуосям, будет определяться условиями сцепления колёс с почвой, то рассчитаем тяговое усилие развиваемое колесом с меньшим коэффициентом сцепления.

=0,1·36149,85=3615 H.

3. Определим крутящий момент на левой полуоси, который смог бы развить выше рассчитанное тяговое усилие

М2=rk·PТл=0,461·3615=1667 Нм

4. Определим крутящий момент, подводимый к корпусу дифференциала. Основываясь на следующей формуле

тогда можно записать

М0=2·1667/(1-0,05)= 3508 Нм.

Соответственно на правую полуось будет передаваться крутящий момент равный М10·1,05/2=1842 Нм.

ЗАДАЧА 5

Рассчитать значение коэффициента запаса по сцеплению β, нажимное усилие пружин Fнаж, необходимое для работы сцепления,  массу нажимного диска сцепления, работу буксования при движении автомобиля с места в условиях, когда коэффициент сопротивления дороги ψ = 0,02 и ψ = 0,16, а также удельную работу буксования при следующих исходных данных:

Автомобиль с колесной формулой 4х2, полной массой 6950 кг. Масса, приходящаяся на ведущую ось, составляет 70,5%. Сцепление однодисковое, сухое, постоянно замкнутое. Наружный диаметр ведомого диска сцепления Dн = 340 мм, а внутреннего – dвн = 186 мм. Двигатель дизельный, его максимальная мощность – Ntmax= 80 кВт при 2400 мин-1; максимальный крутящий момент Memax=350 Нм при 1300…1700 мин-1. Передаточное число коробки передач на первой передаче iкп1=6,45, а главной передаче iгл=3,273; кпд трансмиссии ηтр=0.87. Шины 225/75R16С.

Решение:

1. Определим коэффициент запаса по сцеплению β. Для этого из формулы (2.5) или (2.7) выводим формулу для определения статического момента трения, передаваемого сцеплением Мс. Тогда

Принимаем μ=0,25; q=0,10 МПа; kf=0,98.  Количество пар трения исходя из условия задачи Zf=2; С=d/D =186/340=0,547; С3=0,164. Соответственно

Мс=0,523·0,25·0,10·106·2·(1-0,164)·0,98·0,343=842 H.

β = Мсemax=842/350=2,4