Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 12

                                       ;                                       (2.9)

.                                                                 (2.10)

Здесь: iтрj – общее передаточное число трансмиссии на j-й передаче; ηтр – кпд трансмиссии на соответствующей передаче; ψ –коэффициент  сопротивления дороги.

Расчёт проводится для значения коэффициента сопротивления дороги ψ= 0,015…0,02.

Время буксования сцепления может быть рассчитано по следующей формуле [6]:

                                     .                                         (2.11)

Работа буксования Аб является минимально возможной и не зависящей от плавности включения и параметров сцепления. Поэтому оценку износостойкости сцепления проводят по величине удельной работы буксования Lб, т.е. по работе буксования, отнесённой к площади трения ведомых дисков сцепления.

Lб= Аб/(i·F), Дж/м2,                                                                                                  (2.12)

где i·F - суммарная поверхность трения накладок сцепления; i – количество ведомых дисков; F=2π(Rн2-rв2), м2 – суммарная поверхность одного ведомого диска.

Допустимый перепад температур за одно включение для одиночного автомобиля не должен превышать 10 оС, а для автомобиля с прицепом 20 оС.

Следовательно, масса нажимного диска должна быть:

, или ,                                                                                                  (2.13)

где γ – доля теплоты, приходящаяся на рассчитываемую деталь (γ= 0,5 – для однодискового сцепления; γ= 0,25 – для нажимного и γ= 0,5 для промежуточного дисков двухдискового сцепления); С – удельная массовая теплоёмкость (для чугуна С=481,5 Дж/(кг·оС).

Расчёт привода управления сцеплением

Расчёт привода сцеплением заключается в обеспечении (или проверке) полного хода педали выключения сцепления, которое не должно превышать Sп=120 … 190 мм, а также прилагаемого к педали усилие, которое в свою очередь не должно превышать 150 Н – для автомобилей (основываясь на антропометрических, эргономических требованиях и требованиях техники безопасности). Поэтому при расчёте определяются передаточное число привода, полный ход педали сцепления и усилие на педели, необходимое для полного выключения сцепления. Соответственно расчетная схема механического привода сцепления представлена на рис.2.4

Полный ход педали сцепления равен Sп=Sс.х.+Sр, где Sр1·iм.п. – рабочий ход; Sс.х – свободный ход.

Передаточное число механического привода сцепления можно представить как iм.п.=iпед.п.·ip, или , где  – передаточное число педального привода; ip =e/f –передаточное число рычага нажимного диска. Так как свободный ход педали механического привода составляет Sс.х.=30…50 мм, а зазор между выжимным подшипником и рычагом нажимного диска=2…4 мм, то Sc.х.=iпед.п·., т.е. iпед.п.=(30…50)/(2…4)=15…12,5.