Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 11

                           Fтр                                             

                                                                                                        

                                                              rμ                       

Fтр

Рис. 2.3. Схема передачи момента Мс сцеплением

Удельное давление определяется следующим выражением

q=Fнаж/Sн=4Fнаж/[π(Dн2 - dвн2)], Па             (2.6)

где Sн – площадь поверхности одной стороны накладки, м2.

Допустимая нагрузка в расчётах принимается q=0,14 … 0,30 МПа. Для большегрузных автомобилей рекомендуется q ≤ 0,2 МПа.

С учётом формул (2.4) и (2.6) проверяется число пар трения:

.                 (2.7)

Значение С=dвн/Dн – отношения внутреннего к наружному диаметров накладки. Принимают: для легковых автомобилей С=0,59…0,7, а для грузовых – С=0,57…0,59; kf – коэффициент использования поверхности накладки (kf=0,95…0,97…1,0); тип сцепления (однодисковое или двухдисковое) выбирают исходя из величины передаваемого крутящего момента и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Так как под действием центробежных сил диск может разрушиться, то проверяют его по допустимой окружной скорости, которая не должна превысить Vокр=65…70 м/с. При этом Vокр=π·nmaxRн/30, м/с.

Работа сцепления, характеризуется показателями нагруженности, к которым относят: работу буксования Аб, удельную работу буксования Lб, нагрев (повышение средней температуры нажимного диска за одно включение) t, мощность буксования сцепления Nб и ряд других. Они позволяют косвенно оценить износостойкость сцепления. На основании отечественного и зарубежного опыта для расчёта работы буксования может быть рекомендована следующая формула [6]:

                             ,                       (2.8)

где h – коэффициент, характеризующий тип двигателя (для бензиновых двигателей h= 1,23; для дизельных – h=0,72); Memax – максимальный крутящий момент двигателя; Ja – приведённый к коленчатому валу двигателя момент инерции, эквивалентный поступательно движущимся массам автомобиля ma и прицепа mпр; ωр – расчётная угловая скорость (для бензиновых двигателей ωрMemax/3 +50π, а для дизельных – 0,75ωN), здесь ωMemax и ωN – соответственно угловая скорость коленчатого вала двигателя при максимальном моменте и при номинальной (максимальной) мощности; Мψ – момент сопротивления движению автомобиля приведённый к коленчатому валу двигателя.