Конструкция, расчёт и потребительские свойства автомобиля: Методические указания к практическим занятиям и для самостоятельной работы студентов, страница 2

Тема 1: «Масса автомобиля, параметры колеса, развесовка, координаты центра тяжести»

Масса автомобиля, виды масс автомобиля и их значение для эксплуатационных и прочностных свойств автомобиля. Условное обозначение колёс автомобиля, их выбора, а также виды радиусов колеса и методика их расчета. Понятие компоновки автомобиля, распределения масс автомобиля (развесовки) по осям, центр тяжести автомобиля и его координаты.

Методические указания

Масса автомобиля и её распределение по осям влияет на прочностные и эксплуатационные свойства автомобиля, а также на параметры прочности дороги. Различают сухую, снаряженную и полную массу автомобиля, а также максимально допустимую полную массу и сцепную. Данные по снаряжённой и полной массе записываются в паспорт автомобиля.

Сухая масса – это масса без заправок ГСМ и рабочими жидкостями, инструмента, принадлежностей и и.д. Она косвенно характеризует материалоёмкость конструкции.

Снаряженная масса слагается из сухой массы (конструктивной) автомобиля плюс массы заправки, инструмента, принадлежностей, запасного колеса и обязательного оборудования, предусмотренного ПДД или законодательством страны.

Полная масса автомобиля – это сумма снаряженной массы и массы груза и пассажиров, перевозимых автомобилем.

Сцепная масса – это масса, приходящаяся на ведущие колеса автомобиля.

Номинальная грузоподъемность – это масса перевозимого груза, указанная в технической характеристике автомобиля.

Если известна масса перевозимого груза (номинальная грузоподъемность) или пассажировместимость, то снаряженная масса может быть рассчитана исходя из коэффициента использования массы ηисп, который представляет собой отношение массы груза к снаряженной массе, и определяется на базе анализа статистических данных.

                                ηисп = mгр/mсн                                    (1.1)

Обратная величина этого коэффициента называется коэффициентом тары, т.е.  ηтар=1/ηисп.

Для отечественных автомобилей: легковые –  = 0,395±0,077; грузовые если mгр = от 900 до 1500 кг, то  = 0,487; грузовые более высокой грузоподъемности  -  = 0,73±0,21; тягачи -  = 1,12±0,504.

 Полезно провести самостоятельные статистические исследования рассматриваемого коэффициента, используя технические данные современных автомобилей.

Полная масса рассчитывается следующим образом:

1. для легковых автомобилей

ma=mсн + mп(z +1) + mб(z+1);

2. для грузовых автомобилей

ma=mсн + mгр + mп(z +1) + mб(z+1);

где ma – полная масса автомобиля, кг; mсн – снаряженная масса автомобиля, кг; mгр – грузоподъемность (масса перевозимого груза); mп – масса пассажира; z – число мест для пассажиров (в России для расчётов принята масса человека – 75 кг; в Германии – 68 кг); mб – масса багажа пассажира (для грузовых 5 кг, а для легковых – 10 кг).

Если дана максимально допустимая масса груза, которая включает в себя массу пассажиров и их багаж, то в первом приближении полная масса грузового и легкового автомобилей может быть рассчитана по следующей формуле

                                ma = mсн + mгр,                                              (1.2)