Процесс проектирования гибких производственных систем, страница 7

При концентрации токарной обработки в одной операции, выполняемой за один установ, ГРТЛ может работать как двух-операционная разветвленная линия. Тогда робот ПР-4 должен брать из промежуточного накопителя заготовки с отфрезерованными торцами и поочередно устанавливать их то на один, то на другой токарный станок. Учитывая, что фрезерная операция выполняется намного быстрее токарной, такой вариант позволит несколько выравнять их производительности и повысить загрузку ГРТЯ во времени.

Отдельные ГРТЯ, ГРТК, ГРТЛ, объединяемые автоматизированной системой управления, размещаемые на ограниченном участке производственной площади, и составляют единую производственно-организационную единицу — гибкий роботизированный участок (ГРТУ). ГРТУ функционирует по технологическому маршруту, в котором предусмотрена возможность измерения последовательности использования технологического оборудования. Как правило, ГРТУ может содержать также отдельные единицы оборудования. Качественно ГРТЯ не является единой системой машин, а объединяются чисто организационными связями. Под организационными связями понимается [26] единство подготовки, планирования и учета производства, обслуживания ГРК операторами, наладчиками и ремонтниками, обеспечение правил техники безопасности и санитарии.

1.3. Этапы проектирования ГПС.

Проектирование как сложный итерационный процесс реализуется по этапам. Обычно этапы проектирования задаются ГОСТом или ОСТом данной отрасли промышленности, а уточняются на конкретном предприятии (рис. 1.10): согласование ТЗ, техническое предложение, эскизный проект, рабочее проектирование, изготовление опытных образцов, испытание. На каждом этапе проектирования совершается очередной «виток» прохождения будущего проекта с учетом множества различных критериев и ограничений, определяемых целями проектирования и допустимыми возможностями проектного предприятия. Процесс проектирования можно представить сходящейся спиралью [75]. Каждый виток такой спирали обязательно «проходит» через все критерии и ограничения, сформулированные в ТЗ и уточненные в дальнейшем проектировании. По мере продвижения к окончательному проекту спираль скручивается, отбрасывая все негодные побочные и малозначащие проектные решения, а также другие ненужные продукты процесса проектирования, оставляя только рациональные проектные решения. Будучи воплощены в техническую документацию, они и составят окончательный проект. Диаметр каждого витка этой спирали сужается, отражая характерную черту процесса проектирования: продвижение от расплывчатой, широкой, неопределенной во многих деталях начальной итерации проекта к конкретному завершенному в технической документации и опытных образцах окончательному проекту.

Процесс проектирования ГПС начинают с согласования технического задания.   На  этом  этапе  уточняют области применения ГПС, ограничения,    накладываемые   на   систему. Конкретизируют перечень решаемых ГПС   задач   по   обработке,    сборке, контролю,   изготовлению   технических объектов,  фиксируют   их   приоритетность, взаимосвязь друг с другом.  Составляют  перечень входных и выходных параметров подсистем и ГПС в целом, определяют форму их представления, требуемые значения параметров.

Итогом этой части проектирования является согласованное с разработчиком  техническое  задание,    регламентирующее    количественные и качественные требования, в соответствии с  которыми  должна быть   разработана   ГПС и ее  подсистемы. Техническое задание является исходным документом при проектировании.

На этапе   технического   предложения решают задачи: выбора  или разработки элементной базы для реализации   ГПС и их подсистем, построения структуры.  На этом этапе производят всесторонний анализ исходного технического задания с точки зрения функциональных возможностей,    стоимости,   производительности,   компоновочных   характеристик и т. д.; принимают наиболее существенные   решения   относительно возможных путей реализации требований к ГПС и ее подсистемам, сформулированных в  техническом  задании, с учетом современных достижений в области производственных систем;  выбирают  критерии  для оценки эффективности проекта;  намечают основные направления схемотехнических и конструкторско-технологических решений, а также производят патентный поиск существующих аналогов с целью рационального использования накопленного опыта, формирования оригинальных решений и их оформления.